Как понять, что твой ребенок вундеркинд?

Автор статьи
Алена Парецкая, Врач-педиатр, консультант по грудному вскармливанию, питанию детей Общий врачебный стаж – 15 лет. В 2004 году окончила Волгоградский государственный медицинский Институт по специальности педиатрия. В 2005 году закончила интернатуру по специальности педиатрия на базе ВолГМУ. С 2005 по 2009 гг - работала в ВолГМУ как ассистент кафедры патологической физиологии. С 2005 по 2009 гг – аспирантура по специальности «патофизиология», написание кандидатской диссертации. С 2009 г – автор и редактор научных журналов и популярных изданий по материнству, детству и здоровью.

Как понять, что ваш ребенок — вундеркинд? Какие особенности воспитания и образования существуют в этом случае?

Нет ничего радостнее для родителей, чем успехи их ребенка. Первые шаги, первые слова, рисунки, трогательные стихи, самоделки — это ли не повод для гордости? И, конечно, для любой мамы и любого папы их чадо — самое-самое. Открытка, нарисованная дочкой, дороже любого экспоната Третьяковки, а два аккорда, взятые сыном на гитаре, — самая красивая музыка на свете. И вдвойне приятно слышать от родственников или знакомых восхищенные ахи: «Да он у вас вундеркинд!»

А что, вполне может быть... Четких статистических данных по этому вопросу, конечно, нет и быть не может, однако некоторые цифры исследователи все-таки называют: генетики, например, говорят, что в среднем на сто тысяч новорожденных приходится один феноменально одаренный ребенок.

Признаки одаренности

Первый признак одаренности — раннее развитие речи.

Первый признак одаренности — раннее развитие речи. Большинство вундеркиндов (хотя, конечно, не все) начинали говорить и умели связно излагать свои мысли и желания в очень раннем возрасте. Как правило, дети с выдающимися способностями с раннего детства отличаются большим любопытством. Они подобно губке впитывают новую информацию об окружающем мире и часто озадачивают взрослых неожиданными вопросами. Период «почемучки» проходит каждый ребенок, но гении, кажется, не выходят из этого периода всю жизнь. Причем вопросы, на которые они хотят получить ответы, зачастую не похожи на обычные детские. «Во всем мне хочется дойти до самой сути» — это про вундеркиндов.

Поэтому вундеркинды — самые благодарные слушатели. Они отличаются необычной для детей способностью глубоко сосредотачиваться на интересующем их вопросе. Кроме того, у них отличная память, хорошая обучаемость (им по-настоящему нравится учиться и узнавать что-то новое, да-да) и недетские способности к анализу полученной информации.

Хотя бывают и абсолютно противоположные случаи, когда гениальность обнаруживается в неконтактных детях, больных аутизмом. Они выставляют такую крепкую «оборону», которую не способны пробить ни родители, ни сверстники, ни учителя, но внутри этой скорлупы может крыться настоящий талант. Просто его трудно разглядеть, хотя, по данным американской Autism Services Association, у довольно значительного процента из 400 000 аутистов, проживающих в США, показатели IQ нередко находятся на уровне гениев.

Ломая догмы

Творческая жилка — тоже отличительный признак маленьких гениев. Задачи, поставленные перед ними, они решают легко и виртуозно, используя неожиданные методы.

Творческая жилка — тоже отличительный признак маленьких гениев. Задачи, поставленные перед ними, они решают легко и виртуозно, используя неожиданные методы, которые подчас не могут прийти в голову взрослому человеку, находящемуся во власти стереотипов. А вот для гения прошлый, наработанный веками, опыт ничего не значит даже тогда, когда он становится взрослым. Тем гений и отличается от просто хорошего специалиста — своеобразного ремесленника.

Известно, кстати, что именно из-за этого больше половины признанных гениев очень средненько учились в школе. Существует даже легенда (легенда ли?), что Альберта Эйнштейна считали в школе умственно отсталым. Он не мог на уроке выйти к доске и доказать элементарную теорему — потому что заучивать чужие доказательства казалось ему глупым и он прямо у доски, с мелом в руке, начинал в уме придумывать свое. Учителя об этом не догадывались и после минутного молчания сажали «бездаря» на место с очередной «двойкой»...

Правило «Золотой середины»

Вундеркинды легко впадают в крайности. Ведь они такие же дети, как и их сверстники, поэтому точно так же нуждаются в правильном воспитании, в отдыхе, времени для игр и развлечений, в общении с ровесниками. Если природа наградила вас ребенком-вундеркиндом, будьте очень внимательны и ответственны. Как бы вас ни радовало то обстоятельство, что чадо целый день сидит за книжкой или рисует 45 678 картинку в 530-ом альбоме, в отличие от рвущего штаны по заборам соседского Васи, — постарайтесь правильно организовать время ребенка, чтобы в его распорядке было место и занятиям, и отдыху. Вообще режим и планирование времени очень важны для вундеркинда, ведь одаренные люди чаще всего отличаются рассеянностью и плохой организованностью. Существуют весьма эффективные методики воспитания этих качеств, специальные тренинг-программы, которые реально могут помочь развить способность к самоорганизации.

Самостоятельность, также рано проявляемая одаренными детьми, тоже не безгранична. Ребенок может составить для себя программу обучения, но окажется не способен намазать хлеб маслом. Многие родители не считают это проблемой, «лишь бы учился хорошо» — но это в корне неверный путь. Ведь ребенку, воспитанному в оранжерейных условиях, гораздо труднее будет в реальной жизни, где умение самостоятельно погладить рубашку иногда оказывается полезнее энциклопедических знаний.

Вундеркинд — права и обязанности

Итак, одаренный ребенок — не только награда и повод для родительской гордости, но и огромная ответственность.

Итак, одаренный ребенок — не только награда и повод для родительской гордости, но и огромная ответственность. Ведь именно от мамы и папы во многом зависит, насколько раскроется талант их чада, какое место он найдет себе в жизни, как сложится его судьба. История знает немало примеров юных гениев, которые в четырнадцать лет читали лекции академикам или в три года давали концерты — но не меньше и грустных историй об одаренных детях, чей талант стал для них только обузой и горем. Грустная история юной поэтессы Ники Турбиной — тому доказательство. Жизнь девочки, выпустившей в девять лет первый сборник недетских мудрых стихов, прогремевший на всю страну, сложилась вовсе не так ярко и счастливо, как ей предсказывали. Ника, так и не найдя себя, совершив множество ошибок, трагически и нелепо погибла в 27... Многие из тех, кто знал Нику, говорят, что ей остро не хватало внимания матери, всецело занятой вторым ребенком...

В короткой статье можно только вскользь коснуться сложной и обширной темы детей-вундеркиндов и дать только самые общие советы — ведь каждый ребенок — это прежде всего личность, разносторонняя, самостоятельная. То, что хорошо для воспитания одного, может быть совершенно неприемлемо для другого. Поэтому просто любите вашего ребенка таким, какой он есть, и гордитесь им просто так, независимо от того, насколько быстро он умеет считать в уме. Он ведь все равно у вас самый лучший на свете.

Автор статьи
21.11.2022
Вам необходимо авторизоваться для добавления комментариев.
Авторизация | регистрация

Комментарии