Если ребенок не хочет делать уроки...

Автор статьи
Чударина Ольга, Медицинский журналист, постоянный автор профессиональных изданий для врачей и фармацевтов, руководитель контент-бюро "Гильдия Ф&М".

Как без криков скандалов помогать ребенку делать уроки? Если ребенок не хочет делать уроки, надо ли помогать? Или ограничиться функцией контроля исходя из того, что школьник — это уже ответственный человек? Как правильно делать уроки с ребенком?

У моего коллеги пару месяцев назад ребенок перешел в пятый класс. В начальной школе серьезных домашних заданий не было, оценок не ставили, а тут все началось по-взрослому. И вот счастливый отец стал мрачнеть день ото дня, задерживаться на работе и все реже рассказывает нам забавные истории о сыне. «Понимаешь, наша жизнь превратилась в ад, — признался он в минуту откровенности. — Я не хочу идти домой, потому что точно знаю, что, уже выходя из лифта, услышу крики жены и истерику сына. Это ребенок не хочет делать уроки. Мы больше не пьем по вечерам чай, не разговариваем — жене не до того, она стала злой и истеричной, ребенок — дерганым. Ей-богу, иногда думаю — ну ее, эту школу. Ну, будет двоечником. Зато нервы сбережем. И еще знаешь, — глаза у некогда счастливого папаши стали грустными, как у побитой собаки, — мне кажется, мы на грани развода. Так жить нельзя...»

Нынче в школе первый класс вроде института...

Нагрузка школьников становится непосильной, и это не новость — Алла Пугачева свой хит про то, что «учитель задает с иксами задачи», над которыми плачет кандидат наук, спела больше 25, а то и 30 лет назад. Но с тех пор ничего не изменилось, напротив, ситуация обострилась. Школьная программа построена таким образом, что объем домашнего задания не позволяет ни расслабиться, ни отдохнуть — думаю, родители сегодняшних школьников со мной согласятся. Да и редко в какой школе сегодня домашние задания и объем материала, изучаемого в классе, планируются с учетом возрастной физиологии — предмета, кстати, входящего в учебные планы педагогических вузов. Но переделать школьную программу, увы, не в компетенции родителей. Значит, мы можем помочь свои детям иначе. Если ребенок не хочет делать уроки, как правильно себя вести и каким образом участвовать в этом процессе? В первую очередь, еще в начальных классах, когда домашние задания даются в щадящем объеме, надо научить его делать уроки правильно.

Тайм-менеджмент для первоклашки

ребенок не хочет делать уроки, сон

Ребенок дисциплинированно садится за стол, раскрывает тетрадь и учебник и — забывает об уроках, потому что отвлекается на игрушку, компьютер, телефонный разговор. Да мало ли на что он может отвлечься!

И тут немедленно появляется бабушка или мама (многие мамы нынче специально не работают — это называется «заниматься ребенком», т.е. делать с ним, а чаще вместо него, домашние задания). Железной рукой она убирает все посторонние предметы и открывает перед ребенком тетрадь, после чего садится рядом и с существенными потерями нервных клеток следит за тем, как чадо делает уроки, принимая в этом живейшее участие, вплоть до того, что убирает одну тетрадь, подпихивает другую, открывает книгу на нужной странице, решает за него задачи и примеры, консультируясь с подругами, и т.д. И вот тут-то и кроется ошибка — первая, она же самая главная. Не надо выражение «делать с ребенком уроки» воспринимать столь буквально. У десятилетнего можно отобрать отвлекающую игрушку и, скорее всего, он послушает старших и, пусть без энтузиазма, но примется за уроки. Однако время идет, и уже классе в седьмом-восьмом такие номера не пройдут — дело, как многие знают по собственному печальному опыту (остальным предлагаю поверить на слово), закончится скандалом с выяснением отношений, взаимными упреками и репрессивными мерами со стороны родителей. Значит, надо идти другим путем — научить ребенка рассчитывать время.

Если strong>ребенок не хочет делать уроки, просто сядьте рядом с ним и распределите нагрузку более-менее равномерно по всей неделе, не забывая законов физиологии: наибольший пик работоспособности приходится на вторник — четверг, чем ближе к вечеру, тем работоспособность хуже, следует чередовать виды деятельности (например, между выполнением уроков покрутить обруч или педали велотренажера и т.д.). Необходимо также учесть, когда в школе больше, а когда меньше уроков, на какие дни приходятся дополнительные внешкольные занятия. Составленный вами план должен быть непременно зафиксирован. Можно по старинке разлиновать тетрадочку наподобие школьного дневника, занести в нее, какие предметы в какой день делает ваш ребенок, и обязать его возле каждого сделанного предмета ставить галочку. Более продвинутые дети могут сделать себе электронный файл — так более интересно и менее трудозатратно (не надо каждый раз заново расчерчивать тетрадный лист). Кстати, не забудьте включить в план и домашние дела: уборку комнаты, мытье посуды и т.д.

Да, и еще. Чтобы ребенок не отвлекался на посторонние предметы, объясните ему, что на рабочем столе не должно быть ничего, кроме книг, учебников и тетрадей — словом, того, без чего нельзя учиться. Ведь очень часто рабочий стол, особенно у девочек, напоминает туалетный столик светской дамы. Какие уж тут уроки!

Вместе или вместо?

ребенок не хочет делать уроки с родителями

Правило второе, не мене важное, чем первое, гласит: никогда не делайте вместо ребенка уроки. Да, в старших классах становится ясно, что какие-то предметы не нужны, сдавать ваше чадо их не будет. И вот папа делает физику, мама раскрашивает контурную карту, бабушкам и дедушкам тоже находится дело. Подумайте: вы с младых ногтей учите ребенка очковтирательству. Да, времени на «ненужные» предметы жаль. Ну и не требуйте по ним отличных оценок, перфекционизм в данном случае совсем неуместен. А уж на «хорошо» или «удовлетворительно» написать сочинение или заполнить контурную карту среднестатистический школьник всегда сможет. Если вы вовремя научили его самоорганизации, то в средней и старшей школе ваше дело — наблюдать и контролировать, при необходимости — объяснить непонятное (если ваше образование позволяет) или найти курсы (репетитора).

Многие дети сегодня учатся далеко от дома, добираются до школы на транспорте. Что они делают в дороге? Подскажите, что вместо того чтобы смотреть в окно или слушать музыку, вполне можно учить иностранные слова, заранее выписанные в блокнот, читать заданные по литературе тексты. То есть научите ребенка «обманывать» время, использовать каждую возможность его сэкономить.

Но что делать, если дом по-прежнему сотрясают скандалы, все члены семьи на грани нервного срыва, ваш школьник не в состоянии делать уроки самостоятельно?

Правило третье — не сдавайтесь! Не идите у него на поводу — не садитесь вместо него писать, решать, считать. Но и жить все время в состоянии войны — мягко говоря, неправильно. Это же ваш ребенок, ему с вами должно быть интересно, а вам — с ним. Сводить общение к дискуссии о необходимости выполнять домашнее задание — значит превратить жизнь семьи в ад. Скрупулезно вместе с ребенком проанализируйте его день — где было потеряно время, в какой момент он занялся не тем, чем надо. Подумайте, может быть, у него слишком много свободного времени, поэтому он его не ценит, или — другая крайность — он так занят, что от усталости не может сосредоточиться. Пробуйте «перекроить» его день и не забывайте о плане — в тетради или в виде электронного файла. Это очень дисциплинирует и мотивирует к самостоятельности и самоконтролю.

Труден только первый шаг. Поверьте, если вы научите ребенка делать уроки и рассчитывать время, ему не будет страшна никакая нагрузка в дальнейшем, во взрослой жизни. Так что вариант, когда «папа решает, а Вася сдает» — не наш путь. Наша задача — научить Васю решать самостоятельно и отвечать за себя.

Автор статьи
07.11.2024
Вам необходимо авторизоваться для добавления комментариев.
Авторизация | регистрация

Комментарии