Если ребенок не хочет делать уроки...
Как без криков скандалов помогать ребенку делать уроки? Если ребенок не хочет делать уроки, надо ли помогать? Или ограничиться функцией контроля исходя из того, что школьник — это уже ответственный человек? Как правильно делать уроки с ребенком?
У моего коллеги пару месяцев назад ребенок перешел в пятый класс. В начальной школе серьезных домашних заданий не было, оценок не ставили, а тут все началось по-взрослому. И вот счастливый отец стал мрачнеть день ото дня, задерживаться на работе и все реже рассказывает нам забавные истории о сыне. «Понимаешь, наша жизнь превратилась в ад, — признался он в минуту откровенности. — Я не хочу идти домой, потому что точно знаю, что, уже выходя из лифта, услышу крики жены и истерику сына. Это ребенок не хочет делать уроки. Мы больше не пьем по вечерам чай, не разговариваем — жене не до того, она стала злой и истеричной, ребенок — дерганым. Ей-богу, иногда думаю — ну ее, эту школу. Ну, будет двоечником. Зато нервы сбережем. И еще знаешь, — глаза у некогда счастливого папаши стали грустными, как у побитой собаки, — мне кажется, мы на грани развода. Так жить нельзя...»
Нынче в школе первый класс вроде института...
Нагрузка школьников становится непосильной, и это не новость — Алла Пугачева свой хит про то, что «учитель задает с иксами задачи», над которыми плачет кандидат наук, спела больше 25, а то и 30 лет назад. Но с тех пор ничего не изменилось, напротив, ситуация обострилась. Школьная программа построена таким образом, что объем домашнего задания не позволяет ни расслабиться, ни отдохнуть — думаю, родители сегодняшних школьников со мной согласятся. Да и редко в какой школе сегодня домашние задания и объем материала, изучаемого в классе, планируются с учетом возрастной физиологии — предмета, кстати, входящего в учебные планы педагогических вузов. Но переделать школьную программу, увы, не в компетенции родителей. Значит, мы можем помочь свои детям иначе. Если ребенок не хочет делать уроки, как правильно себя вести и каким образом участвовать в этом процессе? В первую очередь, еще в начальных классах, когда домашние задания даются в щадящем объеме, надо научить его делать уроки правильно.
Тайм-менеджмент для первоклашки
Ребенок дисциплинированно садится за стол, раскрывает тетрадь и учебник и — забывает об уроках, потому что отвлекается на игрушку, компьютер, телефонный разговор. Да мало ли на что он может отвлечься!
И тут немедленно появляется бабушка или мама (многие мамы нынче специально не работают — это называется «заниматься ребенком», т.е. делать с ним, а чаще вместо него, домашние задания). Железной рукой она убирает все посторонние предметы и открывает перед ребенком тетрадь, после чего садится рядом и с существенными потерями нервных клеток следит за тем, как чадо делает уроки, принимая в этом живейшее участие, вплоть до того, что убирает одну тетрадь, подпихивает другую, открывает книгу на нужной странице, решает за него задачи и примеры, консультируясь с подругами, и т.д. И вот тут-то и кроется ошибка — первая, она же самая главная. Не надо выражение «делать с ребенком уроки» воспринимать столь буквально. У десятилетнего можно отобрать отвлекающую игрушку и, скорее всего, он послушает старших и, пусть без энтузиазма, но примется за уроки. Однако время идет, и уже классе в седьмом-восьмом такие номера не пройдут — дело, как многие знают по собственному печальному опыту (остальным предлагаю поверить на слово), закончится скандалом с выяснением отношений, взаимными упреками и репрессивными мерами со стороны родителей. Значит, надо идти другим путем — научить ребенка рассчитывать время.
Если strong>ребенок не хочет делать уроки, просто сядьте рядом с ним и распределите нагрузку более-менее равномерно по всей неделе, не забывая законов физиологии: наибольший пик работоспособности приходится на вторник — четверг, чем ближе к вечеру, тем работоспособность хуже, следует чередовать виды деятельности (например, между выполнением уроков покрутить обруч или педали велотренажера и т.д.). Необходимо также учесть, когда в школе больше, а когда меньше уроков, на какие дни приходятся дополнительные внешкольные занятия. Составленный вами план должен быть непременно зафиксирован. Можно по старинке разлиновать тетрадочку наподобие школьного дневника, занести в нее, какие предметы в какой день делает ваш ребенок, и обязать его возле каждого сделанного предмета ставить галочку. Более продвинутые дети могут сделать себе электронный файл — так более интересно и менее трудозатратно (не надо каждый раз заново расчерчивать тетрадный лист). Кстати, не забудьте включить в план и домашние дела: уборку комнаты, мытье посуды и т.д.
Да, и еще. Чтобы ребенок не отвлекался на посторонние предметы, объясните ему, что на рабочем столе не должно быть ничего, кроме книг, учебников и тетрадей — словом, того, без чего нельзя учиться. Ведь очень часто рабочий стол, особенно у девочек, напоминает туалетный столик светской дамы. Какие уж тут уроки!
Вместе или вместо?
Правило второе, не мене важное, чем первое, гласит: никогда не делайте вместо ребенка уроки. Да, в старших классах становится ясно, что какие-то предметы не нужны, сдавать ваше чадо их не будет. И вот папа делает физику, мама раскрашивает контурную карту, бабушкам и дедушкам тоже находится дело. Подумайте: вы с младых ногтей учите ребенка очковтирательству. Да, времени на «ненужные» предметы жаль. Ну и не требуйте по ним отличных оценок, перфекционизм в данном случае совсем неуместен. А уж на «хорошо» или «удовлетворительно» написать сочинение или заполнить контурную карту среднестатистический школьник всегда сможет. Если вы вовремя научили его самоорганизации, то в средней и старшей школе ваше дело — наблюдать и контролировать, при необходимости — объяснить непонятное (если ваше образование позволяет) или найти курсы (репетитора).
Многие дети сегодня учатся далеко от дома, добираются до школы на транспорте. Что они делают в дороге? Подскажите, что вместо того чтобы смотреть в окно или слушать музыку, вполне можно учить иностранные слова, заранее выписанные в блокнот, читать заданные по литературе тексты. То есть научите ребенка «обманывать» время, использовать каждую возможность его сэкономить.
Но что делать, если дом по-прежнему сотрясают скандалы, все члены семьи на грани нервного срыва, ваш школьник не в состоянии делать уроки самостоятельно?
Правило третье — не сдавайтесь! Не идите у него на поводу — не садитесь вместо него писать, решать, считать. Но и жить все время в состоянии войны — мягко говоря, неправильно. Это же ваш ребенок, ему с вами должно быть интересно, а вам — с ним. Сводить общение к дискуссии о необходимости выполнять домашнее задание — значит превратить жизнь семьи в ад. Скрупулезно вместе с ребенком проанализируйте его день — где было потеряно время, в какой момент он занялся не тем, чем надо. Подумайте, может быть, у него слишком много свободного времени, поэтому он его не ценит, или — другая крайность — он так занят, что от усталости не может сосредоточиться. Пробуйте «перекроить» его день и не забывайте о плане — в тетради или в виде электронного файла. Это очень дисциплинирует и мотивирует к самостоятельности и самоконтролю.
Труден только первый шаг. Поверьте, если вы научите ребенка делать уроки и рассчитывать время, ему не будет страшна никакая нагрузка в дальнейшем, во взрослой жизни. Так что вариант, когда «папа решает, а Вася сдает» — не наш путь. Наша задача — научить Васю решать самостоятельно и отвечать за себя.
|