«Я не трус, но я…боюсь!»
Нередко успеваемость страдает потому, что ребенок боится отвечать у доски, в то время как домашние задания и классную работу на своем привычном месте он выполняет вполне хорошо и ответственно.
Нередко успеваемость страдает потому, что ребенок боится отвечать у доски, в то время как домашние задания и классную работу на своем привычном месте он выполняет вполне хорошо и ответственно. Страх ответов у доски (или публичных докладов) может формироваться как у малышей первоклашек, так и среди старшеклассников из-за смущения и неуверенности в себе. При этом среди подростков такие страхи возникают даже чаще, чем среди детей начальной школы в связи с происходящими психологическими изменениями личности. Можно ли чем-то помочь в таком случае?
Ох, боюсь...
Если ребенок отказывается выходить к доске и отвечать, даже если все знает и подготовлен, встречается в любом возрасте и существенно мешает учебе, портя успеваемость. Кроме того, такой страх несет в себе опасность формирования устойчивого страха и комплекса — боязни публичных выступлений на будущее. Эта проблема может возникнуть в силу различных причин. Иногда из-за того, что предмет дается ребенку с трудом, и он недостаточно его знает, а иногда — в силу психологических причин и особенностей личности. В обоих случаях родители должны выяснить истинные мотивы ребенка и помочь ему преодолеть робость и боязнь.
Правила домашней подготовки
Первое правило для тех детей, которые боятся ответов у доски — это обязательный пересказ всего объема приготовленного домашнего задания кому-то из домашних (маме, папе, бабушке, старшему брату). При этом такое правило распространяется не только на устные предметы, но и на письменные задания. Нужно, чтобы ребенок рассказал вам принципы решения задачи, а также те правила, на основе которых базируется выполненное им упражнение. Если это старшие школьники, то стоит взять себе за правило такую удобную вещь, как составление плана ответа. Нужно записать и затем запомнить его, отвечая уже в классе или при пересказе уроков дома, нужно стараться придерживаться данного плана. Это особенно эффективно, когда нужно освоить большой объем учебных материалов по разным предметам. Будет оптимально, если подобная привычка сформировалась еще в раннем возрасте, это помогает чувствовать себя увереннее из-за отлично подготовленного материала, выступая с ним у доски.
Что могут родители?
Если ребенок боится отвечать у доски, то при подготовке к следующему дню и выполнении домашних заданий его должна окружить теплая домашняя обстановка: его близкие должны понимать его тревогу и принимать ее. Важно, чтобы ребенок в общении с родителями проговорил все свои страхи и опасения, а родителям нужно постараться выяснить, мог ли возникший страх быть связан с какими-либо психо-травмирующими ситуациями. Это могут быть эпизоды, когда над ним посмеялся учитель в классе или же другие ученики во время его ответов, в которых были допущены оплошности. Важно деликатно разобрать данную ситуацию и не драматизировать ее, не позволять детям зацикливаться на неудачных моментах. Важен общий оптимистичный настрой в семье, из-за которого ребенок будет чувствовать себя увереннее.
Страх перед учителем
Нередко проблема с ответами у доски формируется в силу негативного восприятия учителя. Нужно научить ребенка не смешивать общее отношение к учителю как человеку и учебу и оценки. Если ваш ребенок научится верить в себя и реально оценивать свои возможности, тогда его страхи перед ответами у доски постепенно сойдут на нет. Важно научить своего ученика оценивать результаты своей работы вне зависимости от мнения учителя, а также доверять своим собственным оценкам и суждениям. Нужно признавать за ребенком право на ошибки и некоторые промахи и неудачи. Постараться показывать, что родители оценивают его старания и усилия, даже если это плохие оценки. далеко не всем нужно быть отличниками, не нужно загонять ребенка в угол с идеальной успеваемостью. Необходимо отмечать малейшие его достижения и успехи, не стоит сравнивать его с другими детьми, особенно в негативном ключе. Ребенку важно знать, что в него верят, и что он сможет непременно справиться со всеми трудностями!
5 практических советов
Если у ребенка возникает тревожность и неуверенность в себе, которые пока не перешли в устойчивые страхи, можно посоветовать детям некоторые нехитрые приемы:
-Если вызывают отвечать у доски, нужно выходить, про себя считая до пяти.
-Попробовать представить себе, что каждый шаг прибавляет ему сил и уверенности.
-После выхода к доске, сосчитав до пяти, надо сделать незаметно глубокий вдох и выдох, после чего спокойно начинать отвечать.
-Также полезно использовать такие методы борьбы со страхами, как мысленное возвращение в спокойное и приятное состояние, которое было в домашней обстановке, когда готовились уроки и пересказывался материал (например, вспомнить любимую игрушку, стоящую на письменном столе и т.п.).
-Стоя у доски, необходимо следить за голосом, стараться разговаривать спокойно и уверенно, а после завершения ответа — объективно оценить, что получилось, а над чем нужно еще поработать, и затем обязательно рассказать об этом дома родителям.
В таком случае, если ребенок боится отвечать у доски, его проблема скоро разрешится, он приобретет уверенность и переборет страхи. А самое главное — осознает с вашей помощью, что учеба и школа, а также мелкие неудачи в ней — это не повод для тяжелых переживаний, ведь вся жизнь впереди!
|