«Я был лучшим из задающих вопросы» (С) Авиценна

Дети спрашивают. Мы — отвечаем. Вот только всегда ли этот процесс является обоюдным, и ...полезным для психлогического здоровья ребенка?

Как сказал один современный папа: «Когда ребенок достигает возраста трех лет, от него не спрячешься даже в туалете — везде достанет тебя своими вопросами». Да, у детей не бывает мало вопросов. А иногда так хочется тишины. Поэтому испокон веков существует два самых популярных ответа на любые «неудобные» вопросы детей:

А почему...?
— Потому что параллелепипед.

Или:

А как сделать...?
— Молча.

Вместе с тем, нередко бывает так, что своими ответами взрослые закладывают в ребенке комплексы, которые потом, в подростковом возрасте, вылезают различными, иногда очень серьезными проблемами.

Думайте, что говорите

откуда беруться дети?Ребенок спросил. Мама ответила. Но малыш ничего не понял. И спрашивает еще раз. «И в кого же ты такой глупый уродился!» — начинает сердиться мама. Конечно, она не со зла и вряд ли так думает на самом деле, но ребенок все воспринимает всерьез. И делает выводы: «Я не такой, каким хочет видеть меня мама... мама меня не любит... мне не нужно задавать вопросы, чтобы не казаться дураком... лучше вообще ни о чем никогда не спрашивать...» Так постепенно у малыша возникает сомнение в том, что его любят. А попутно страдает стремление к знаниям. И касается это не только 3-4-летних детей. Точно так же отвечая подростку «Ты еще не дорос», или «Все равно не поймешь», или «Мал еще», родители создают пропасть между собой и своими детьми, вызывая к себе недоверие, а в спрашивающем формируя комплексы по поводу своих умственных способностей. Слова — убивают. Об этом написано много притч и книг. И оказывается, чтобы не подорвать психическое здоровье ребенка и сохранить теплые отношения в семье, иногда достаточно просто прислушиваться к своим словам, к тому, как отвечаешь на вопрос ребенка.

Не учите обзываться

Ребенок учится строить отношения с окружающими. Первый опыт общения с другими людьми, пересечение интересов, обычно, происходит в детском саду. Первые конфликты обычно происходят там же. И малыш, пытаясь понять, спрашивает у родителей: «Почему Вася все время дерется?» Нередко отвечать неохота, и летят с языка необдуманные слова: «Да потому, что он дурак!» Ребенок не унимается: «А почему Катя у всех игрушки отбирает?» Ответ может быть снова не тем: «Просто она некрасивая!» Первый урок усвоен. В школе взаимоотношения у ребенка будут выше уровнем. Уже не о горшках и машинках-куколках. И вопросы не заставят себя ждать. Коварные. Отвечать на которые после работы совсем нет сил. В ход снова пойдут «дураки» и прочая нечисть. Вместо попыток поговорить о том, что все люди разные и иногда понять их трудновато. Несложно догадаться, каким будет итог ругательных ответов: ребенок вырастет, найти вторую половинку ему будет сложно, прижиться в коллективе тоже. А почему? Да потому что все вокруг — дураки... И ни малейшего понятия о том, как строить взаимоотношения и уметь уважать людей.

Золотая середина

откуда беруться дети?К четырем годам жизни ребенок в день задает до 400-500 вопросов. Так он получает информацию. Характер ответов определяет будущее ребенка. Поверхностные вопросы способствуют тому, чтобы ребенок вырос пустозвоном, болтуном. Например, ребенок спрашивает: «Почему бабушка с палочкой?». И, получив в ответ, «потому что все бабушки так ходят», он не получает никакой информации. Это первая проблема. Другая заключается в том, что впоследствии ребенок начинает задавать один вопрос за другим, даже не дожидаясь ответов. Ведь сначала его будут устраивать поверхностные ответы, а потом и просто факт того, что он спрашивает. Однако и ответ отца-физика о громе в духе лекции для студентов по электричеству, тоже не будет уместен. Отвечать на вопросы нужно всегда просто, но образно. Тогда полученная информация запомнится и будет понятна.

Вопросы как тест на IQ

По характеру вопросов судят об уме ребенка, о его интересах. И мерилом взросления становится не количество, а глубина задаваемых вопросов. Так, известно, что ребенок с задержкой умственного развития, запаздывает с вопросами «почему». В таком случае родителям советуют спрашивать за ребенка и отвечать для него. Без такой стимуляции малыш может ограничиваться вопросами «что», «где», «куда» и так и не прийти к более глубокому уровню вопросов «почему».

Готовьтесь, как к экзамену

Дети не начинают задавать вопросы вдруг. У них многое «по расписанию». Поэтому нужно быть готовыми к тому, что ребенок спросит «Откуда берутся дети», когда мама вернется из роддома с младшим братиком. Нужно подготовиться и к возрастным вопросам. Так, почти все дети начинают спрашивать о смерти на пятом году жизни:

Четыре года был я бессмертен,
Четыре года был я беспечен,
Ибо не знал я о будущей смерти,
Ибо не знал я, что век мой не вечен

(Маршак).

Ну а если ребенку удалось задать вопрос, на который родители даже при тщательной подготовке ответить не смогли, возможно, в их семье растет будущий Авиценна. Ведь единственное, что говорил о своих школьных годах этот великий человек, это гордое: «Я был лучшим из задающих вопросы»...

14.06.2022
Вам необходимо авторизоваться для добавления комментариев.
Авторизация | регистрация

Комментарии