Фобии и страхи у детей, как справиться?
Дети нередко боятся темноты, воды, чудовищ… Почему? Откуда берутся эти страхи у детей и как их побороть?
При лечении детских фобий нередко бывают нужны сеансы психотерапии. Происходит это потому, что родители «упускают» момент, когда со страхами у детей можно справиться своими силами, «в домашних условиях».
Фантазия против воображения
Немалое количество детских страхов возникает из-за сильно развитого воображения детей на фоне нового умения ребенка: умения устанавливать причинно-следственные связи. Психология фобий в таком случае такова: как только маленький человечек начинает мыслить формулами: «Если... то... значит», приходит пора бесчисленного количества фобий. Например, боязнь темноты: «Если темно и ничего не видно, то это значит, что враг может подкрасться незамеченным». Или страх бездомных животных: «Если собака лает и кусается, то значит, она может укусить и меня». На этой же почве могут возникнуть любые другие страхи — невообразимые, нелепые, но все же очень тревожащие детей (сын знакомых долго боялся ...обезьян, хотя видел их только по телевизору и в зоопарке). Лечение таких детских страхов возможно по принципу «подобное подобным» — то есть с помощью фантазии. Как фантазия будет действовать против воображения? Допустим, ребенок поделился со взрослыми каким-то своим страхом — пусть это будет монстр из-под кровати. Во-первых, не нужно лезть под кровать и пытаться заставить ребенка лично проверить, что там никого нет — ребенка вообще нельзя заставлять насильно делать то, чего он боится. Во-вторых, не стоит поддаваться желанию отмахнуться от детских страхов ребенка, произнеся «в утешение»: «Здесь нечего бояться». Но необходимо поддержать ребенка, показать, что чувства ребенка поняты и повести разговор так:
— Ты боишься. Мне бы тоже было страшно, если бы под моей кроватью сидел монстр. Что он может сделать?
— В темноте он тихо начинает выбираться...
— А мы лежим, притаившись в кровати, и видим все его движения...
— Он начинает подбираться...
— И тут мы достаем из-под подушки фонарик и светим ему в лицо! Монстр тут же превращается в букашку!
— Да! Он начинает пищать и убегает!
По этому же принципу действовал профессор Люпин в Школе Хоггвартс (серия книг о «Гарри Поттере»). Он учил маленьких волшебников представлять самое страшное для них в смешном нелепом виде. Потому что смешное не может быть страшным.
Другими словами, пофантазируйте с ребенком, доведите «страшную» ситуацию до победного конца. Включившись в эту игру, ребенок, скорее всего, сам найдет решение, как с этим страхом справиться. Кроме обычного рассказа можно использовать и рисунки — например, предложить ребенку нарисовать монстра, а потом вместе с ребенком обнести его нарисованным забором и т.д. Фантазия против воображаемого страха непременно подействует. Закрепить успех можно чтением книг, где добро обязательно побеждает зло (кроме того, можно сочинить и сделать сказку самим, где главным героем будет ребенок с таким же именем, что и у вашего ребенка, который умеет побеждать свои страхи).
Самооценка против страхов у детей
Чтобы успешно расти и развиваться, ребенку нужна положительная самооценка. В первые годы своей жизни все, что ребенок узнает о себе, он узнает от родителей, бабушек, дедушек, а позже — от учителей и воспитателей. Объективно думать о себе он еще не умеет. Зато отлично впитывает все, что о нем говорят окружающие. Если он постоянно слышит: «Ты — неумеха!», «Ты — неряха!», «У тебя никогда ничего не получается!», то какие выводы может сделать о себе такой несчастный малыш?.. А из низкой самооценки благополучно растут разнообразные фобии. Например, психология фобии может быть такой. Первый этап: «У меня никогда не получится поплыть, ведь у меня ничего не получается», а второй этап: «Я боюсь воды!». Лечение таких страхов у детей не бывает быстрым. Здесь взрослые в первую очередь должны меняться сами и учиться каждый день словами, делами, жестами показывать ребенку, что он хороший и любимый. И делать это нужно чаще, чем критиковать. А в более серьезных случаях для лечения фобий ребенку с заниженной самооценкой может понадобиться помощь профессионального психолога, психотерапия.
Самостоятельность против одиночества
Любой ребенок постоянно стремится к самостоятельности. Уже в два года он по любому поводу заявляет: «Я сам!» Но не стоит спешить с тем, чтобы «обрушивать» на ребенка свободу. Ведь практически до конца дошкольного возраста в ребенке будут конфликтовать два чувства — желание независимости и потребность в защите взрослых. И если первого дать слишком много, а второго недодать, могут возникнуть разнообразные фобии. Та же боязнь темноты. Каким может быть лечение таких детских страхов? Ребенку нужно показать, что он в безопасности, например, заверив: «Давай свет выключим, но приоткроем дверь, и ты в любой момент сможешь меня позвать. Я буду рядом!»
И какова бы ни была психология фобии, откуда бы ее ноги не росли, всегда нужно объяснять ребенку, что смелый — это не тот, кто не боится, а тот, кто умеет преодолеть свой страх!
|