Дружба в классе

Дружба в классе — нужна ли тут помощь учителей, родителей, школьных психологов? Или дети сами разберутся?

Дружба в классе — нужна ли тут помощь учителей, родителей, школьных психологов? Или дети сами разберутся?

Повышенная агрессивность — одна из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются школьные психологи. Те или иные формы агрессии, эмоциональная напряженность, конфликтность в отношениях в той или иной степени свойственны каждому ребенку. Причиной может быть и стиль родительского воспитания, и влияние телевизора и компьютерных игр, и высокие нагрузки. Помимо этого строить межличностные отношения детям мешают обидчивость, застенчивость, демонстративность в поведении. Также серьезным препятствием к тому, чтобы полноценно общаться, является невнимание детей друг к другу, нежелание и неумение видеть и понимать другого, неумение найти достойный выход своим эмоциям и неспособность правильно среагировать на ту или иную ситуацию.

Особенно тяжело строить межличностные отношения тем детям, которые не получили подобный опыт в детских садах (к примеру, воспитатели этому просто не уделяли внимания). Сегодня, к тому же, очень много детей не могут посещать дошкольные учебные заведения, а потому в школу они приходят с минимальным уровнем социальной адаптации, неумением сохранять эмоциональный комфорт и не представляют, что это вообще такое — дружба в классе, как ее завязать и сохранить.

Чтобы научить детей общаться, нужно участие и педагогов, и родителей. Лучше всего, если работа в этом направлении будет проводиться, начиная с первого класса.

Родители

Дружба в классе, помощь родителей Самым слабым звеном в обучении детей межличностному общению становятся… родители. Они дают неправильные советы вовсе не из плохих побуждений, а, зачастую, просто не зная, какой ответ будет правильным. Кроме того, нередко родители считают, что дружба в классе — забота только педагогов. Но это неверный подход. Поэтому одна из ведущих задач — тренинги с родителями.

Идеальный вариант — встречи со школьным психологом. Организатором семинаров могут выступить и сами родители, и классный руководитель, и сам специалист.

Если школьный психолог не имеет возможности организовать подобные встречи, можно пригласить специалиста извне. Например, из психологического центра соотвествующего района или из центра развития детей. Психологическое просвещение набирает обороты, поэтому организовать подобные встречи вполне реально. Было бы желание.

Спланировать беседы можно таким образом, чтобы освещать те темы, которые интересны родителям, одновременно с темами, которые школьный психолог считает наиболее актуальными. Нередко даже самые простые психологические истины о поведении ребенка становятся для мам и пап настоящим откровением. И знание определенных моделей поведения и стандартных методов решения ситуаций помогут родителям сформировать у своих детей адекватное отношение к себе и окружающим. И это очень важно. Ведь очень многое идет из семьи, зависит от воспитания.

Школьный психолог

Дружба в классе, застенчивый ребенокДругой важный момент, позволяющий ответить на вопрос «Как сделать класс дружным?», — занятия психолога с детьми. Они особенно нужны первоклашкам, но и в пятом, девятом, одиннадцатом классе подобные уроки тоже необходимы. Ведь умение общаться и быть чутким к тому, кто рядом, пригодится каждому человеку. Занятия школьного психолога с детьми — это разнообразная игровая деятельность. Даже старшеклассникам психолог не будет читать лекции о пользе общения и рассказывать в теории, почему важна и зачем нужна дружба в классе, а постарается донести информацию с помощью психологических игр.

Среди приемов, обучающих детей социальной адаптации и эмоциональному комфорту в коллективе, можно выделить такие:

  • обучение детей невербальному общению, с помощью выразительной мимики, жестов, без речевого взаимодействия (здесь могут быть использованы такие игры, как шарады, жизнь в лесу, ожившие предметы и т. д. суть одна, ребенок должен изобразить что-то так, чтобы другие его поняли без слов),
  • отвлечение детей от собственного я, умение обращать внимание на других (нарабатывать это умение можно с помощью таких игр, как зеркало, эхо, испорченный телефон, кто сказал? и др.);
  • согласование действий (игры на это умение призывают всех детей одновременно выполнить одно и тоже действие это игры «продолжи движение», «живые картины», «слепой и поводырь», «змейка» и т. п.);
  • отвлечение детей от сосредоточенности на себе (психолог предложит поиграть в такие игры, как «зеркало», «эхо», «испорченный телефон» и др.);
  • опыт по согласованию действий с тем, кто рядом (это игры «живая скульптура», «слепой и поводырь», «змейка», «продолжи движение» и др.);
  • приобретение общих переживаний (эти игры помогают не только наладить общение, но и снять психологические барьеры и моменты отчуждения, среди подобных игр есть, например, игра «актеры», когда психолог дает задание всем изображать, как нахмурилось небо, как улыбнулось солнце, как подул ветер и т. п.);
  • умение замечать в других добрые черты и положительные качества (это «пожелания», «комплементы», «конкурс хвастунов», «я хотел бы быть таким же, как ты&hellili;», во всех этих играх ребята садятся по кругу и по очереди друг друга хвалят и т. п.);
  • обучение совместной деятельности (это могут быть, например, такие игры как «закончи рисунок», «общая картина» и др.).

Классный руководитель

Во многом то, насколько дружны ребята в классе, зависит от классного руководителя. Ведь для того, чтобы подружить одноклассников, нужно придумывать для них как можно больше общих дел, причем организовывать их таким образом, чтобы талант каждого ребенка смог в этом деле раскрыться (для этого классный руководитель, как минимум, должен знать, что любой ребенок обязательно в чем-то талантлив).

Вариантов для совместных дел — множество. Например, создание стенгазеты к праздникам и тематические (о добре, красоте и проч.). При создании газеты классом каждому найдется работа — кто-то нарисует, другой подпишет, еще один нарисует, сфотографирует, проведет опрос, напишет статью и т. п.

Еще один способ сплотить ребят — создать небольшое представление, театральную постановку, концерт и т. п. Поводов для этих мероприятий много — и праздники, и дни рождения (для тех, кто родился летом, осенью и т. д.).

Совместный выход в театр, музей, кино, панораму — это тоже вид деятельности, способствующий созданию дружной атмосферы и снимающий вопрос «как подружиться с одноклассниками».

Не только для того, чтобы сделать класс дружным, но и чтобы привить им милосердие, доброту, отзывчивость могут помочь такие по-доброму «пионерские» дела, как шефство над детским домом (те же стенгазеты и выступления для сирот будут большим подарком), ветеранами и т. п.

10.03.2022
Вам необходимо авторизоваться для добавления комментариев.
Авторизация | регистрация

Комментарии