Детский сад: не хочу, не буду, не пойду!..
Почему дети не хотят идти в детский сад? Как справиться с первыми месяцами адаптации ребенка в детском саду.
Отдавать ребенка в детский сад рекомендуют с 3,5-4 лет. На этот период приходится пик «самостоятельности», благодаря которому адаптация к садику, к новым условиям, к каждодневной разлуке с мамой проходит без слез и сильных переживаний. Детки более младшего возраста к садику привыкают тяжело, просят их туда не отдавать, плачут каждое утро, плохо себя ведут. Все чаще подхватывают простуды, жалуются то на головную боль, то на боль в животике, лишь бы остаться дома. И виноват в этом не только пресловутый «период адаптации». Ребенок так не хочет идти в сад, что организм «поддерживает» его нежелание, и — заболевает. Поэтому, прежде чем начать обследование у врачей, нужно выяснить, почему именно малыш не хочет идти в сад. Если проблему удастся решить, то все болячки как рукой снимет.
Страшно без мамы
Когда рядом мама, ребенку почти ничего не страшно. Поэтому юные исследователи, если их что-то сильно заинтересует, берут маму за руку и упорно тащат за собой. Им надо узнать, что это такое яркое, большое, красивое на витрине/в луже/около площадки, а присутствие мамы — залог полнейшей безопасности. Попадая в детский сад, малыш точно также нуждается в мамином присутствии. Ведь сад — это территория, где все чужое и неизвестное. Поэтому во многих д/с введена такая практика — первые несколько дней мама остается с ним в группе. Потом только приводит малыша и забирает перед дневным сном, но уже не находится все время рядом. И только после того как ребенок привыкнет в течение двух-трех часов обходиться без мамы, его оставляют в группе на целый день. Если официально в детском саду такой практики нет, о том чтобы первые дни мама могла присутствовать в группе, можно договориться с заведующей и воспитательницей.
Кроме того, дома вместе с ребенком можно смастерить «оберег» — небольшую игрушку, украшение, которую можно положить в кармашек и сказать малышу, что это его талисман, который всегда будет помогать и напоминать о доме и маме, пока он находится в саду. Многим детям идея талисмана приходится по душе.
Молоко с пенкой
У каждого в детстве был свой кулинарный триллер — кого-то бросало в дрожь от манной каши с комочками, кого-то от молока с пенкой, кого-то от чешуек, плавающих в рыбном супе. Немудрено, что у многих детей, которые в детский сад ходят с удовольствием, факт приема пищи там вызывает протест. Те же ребятки, которые еще не привыкли к условиям сада, завтраки, обеды и ужины могут воспринимать как время пыток, и в итоге отказываться ходить в садик вообще. Если протест ходить в детский сад связан именно с едой, ситуацию можно попробовать справить с помощью термоса с домашней едой, принесенного с собой. Обычно воспитатели идут навстречу таким мерам адаптации, понимая, что в большинстве случаев имеют место не вкусовые пристрастия, а психологические привязки, и если на ребенка не давить, он очень быстро втянется и начнет есть то же, что и все.
Иногда причина кроется не в самой еде, а в том, что кушать заставляют быстро или заставляют доедать все, даже если кушать уже совсем не хочется. Если нежелание ходить в сад спровоцировано этой проблемой, нужно попросить воспитателя не заставлять ребенка есть больше того, что он хочет, и тем более не наказывать за недоеденную кашу. Лучше пусть нянечка положит малоежке меньшую порцию. В любом случае, если ребенок добровольно отказывается от еды, значит, с голоду он не умрет.
С таким же вниманием и участием нужно подходить к любой проблеме, из-за которой ребенок отказывается ходить в детский сад. Если ему не нравится тихий час, можно снабдить его мягкой игрушкой из дома, которую он возьмет с собой в кроватку. И попросить воспитателя в начале тихого часа включать колыбельные песни или сказки (диск с этими песнями садику можно и подарить). А если ребенок, посещая детский сад, начал часто простужаться, нужно посоветоваться с педиатром и подобрать наиболее подходящий иммуномодулятор (особенно это нужно в период эпидемий). Кроме того, можно поинтересоваться, нет ли в группе сквозняков, хорошо ли в зимнее время заклеивают окна, и если в группу принимают простуженного ребенка (с насморком, но без температуры, например), то какие меры принимаются, чтобы не заболели остальные дети.
|