Что делать, если ребенок не играет?
![](/upload/iblock/ea1/1.jpg)
Есть дети, у которых игрушки лежат мертвым грузом, и кажется, малыша вообще ничего не интересует. Как увлечь такого ребенка игрой?
За психологической помощью часто обращаются родители, описывая как под копирку ситуацию: «Моему ребенку не интересны никакие игрушки, он ни во что не хочет играть. И может только сидеть перед телевизором/компьютером. Или слоняется за мной по квартире, не желая ничего делать»... Выход в такой ситуации на словах — простой. Но выполнить его сложно — потому что для того, чтобы изменить отношение ребенка, родителям в первую очередь придется меняться самим, менять свои взгляды на воспитание ребенка.
Психологический закон
![](/upload/iblock/77d/2.jpg)
Чтобы помочь детям научиться играть (и не только играть) самостоятельно, нужно знать закон развития ребенка, который открыл психолог Л.С. Выготский. Он назвал его зоной ближайшего развития ребенка. Суть закона в следующем — в каждом возрасте ребенок умеет делать определенный круг вещей: которые он может делать сам, которые он может делать только с родителями или не может делать вообще. Со временем круг вещей, которые ребенок может делать сам, расширяется ТОЛЬКО за счет тех дел, которые он делал вместе с родителями. То есть когда родители занимаются с ребенком, играют, проводят время вместе, малыш развивается быстрее, он благополучнее, увереннее и успешнее. А вот ребенок, которого чаще предоставляют самому себе, развивается медленнее, а какие-то вещи могут оказаться и вовсе для него недостижимы. И все это будет следствием воспитания ребенка, а не его личных заслуг и задатков. При этом нет четких критериев того, в какое время ребенок уже должен что-то делать сам, а когда еще нужно помогать. Все зависит от ситуации, характера ребенка и того, когда родители и ребенок начали что-то делать вместе. Только то, что родители делают вместе с ребенком, впоследствии ребенок сможет делать один.
Рано и поздно
![](/upload/iblock/cea/3.jpg)
Психологический закон зоны ближайшего развития ребенка действует и в отношении игрушек. Причем недостаточно показать ребенку, как играть, а потом сказать: «Вот, теперь ты знаешь, как играть, играй!» С ребенком нужно и играть, и вместе выполнять какие-то дела (одеваться, чистить зубы и т.п.), пока ребенок не будет готов делать их самостоятельно. И очень важно предоставить ребенку самостоятельность ни раньше и не позже. Только вовремя и постепенно. В противном случае можно заглушить в ребенке естественное стремление к самостоятельности и познанию.
Не отказывайте
Разговаривая с родителями, чьи дети не умеют и не любят играть, выясняется, что и мама, и папа чаще всего люди, занятые и работой, и бытом настолько, что часто отказывают ребенку в общении, предлагая ему поиграть самому. Но если у взрослых нет действительно серьезных причин отказывать ребенку, хотя бы ненадолго, но надо провести время вместе с ребенком на его просьбы «Поиграй со мной», «Возьми меня с собой», «А можно я тоже буду...»
Волшебное слово
Если ребенок не хочет играть, читать сам, важно предложить ему сделать что-то вместе. Обычно фраза «А давай вместе...» оказывает волшебное действие. Конечно, если родителям непривычно проводить время вместе с ребенком, (потому что раньше время, проведенное вместе, сводилось к тому, что можно «вместе телевизор посмотреть, вместе на улицу сходить, вместе поесть, а теперь поиграй сам, маме и папе некогда»), вначале совместные игры могут быть непривычными. Но если подготовиться к этому совместному времяпрепровождению и набраться терпения — все получится. Не нужно ждать, что ребенок откликнется сразу и с восторгом: за то время, что он жил в условиях «поиграй сам», он уже научился не доверять и при этом не научился радоваться игре. Но с каждым разом ребенок начнет откликаться все больше и больше. И это станет лучшей наградой. Чтобы все получилось, старайтесь:
- уделять внимание только ребенку каждый день, назначьте для себя время, которое будет принадлежать только совместной игре, и не откладывайте и не отменяйте и не переносите его на другое время, иначе получится так, что времени опять не найдется;
- выбирайте игры, соразмерные возрасту и умению ребенка;
- пусть игры будут из разряда тех, в которые вы — родители — сами не наигрались в детстве, чтобы радость от игры передалась и вам;
- в игре будьте с ребенком на равных, не доминируйте, не навязывайте свои правила, и старайтесь веселиться и дурачиться как можно больше.
|