Белый вороненок: особенным быть не стыдно
Очень многое зависит от того, как родители и окружающие будут вести себя в первые годы жизни «особенного» ребенка. Если они будут внушать ему словами ли, поступками ли, что он «белая ворона», что он не такой как все и что это плохо, такому ребенку будет сложно адаптироваться к жизни.
Когда у вас особенный ребенок (у него есть какое-то хроническое заболевание, он развивается быстрее/медленнее сверстников, у него есть какой-то физический дефект, например шесть пальцев на ноге и т.д.), бывает очень сложно поступить правильно и не «наломать дров». Например, иногда велик соблазн замолчать факт «необычности». А в другой момент не хватает знаний о том, как сделать так, чтобы ребенку было комфортно в общении со сверстниками. Так как же не превратить своего малыша в «белую ворону»?
Замалчивать или информировать?
Одна женщина, отдавая ребенка в детский сад, скрыла от воспитателей и детсадовского врача, что однажды у ее дочки был приступ эпилепсии. «Это было всего раз и больше не повторялось, — рассуждала она, — зато, если я об этом расскажу, в детский сад моего ребенка не примут. А мне нужно выходить на работу»... И, конечно, приступ у ребенка повторился — при этом все дети в группе испытали шок, и им понадобилось общение с психологом, воспитательница перепугалась и не сразу сообразила, как нужно поступить. И хорошо еще, что девочка во время приступа не покалечила себя об игрушки, среди которых она и упала в эпилептическом припадке. Эта история наглядно демонстрирует — об особенностях поведения и тем более о заболеваниях ребенка обязательно нужно сообщать педагогам. В интересах здоровья ребенка.
Да, возможно, не каждый детский сад, не каждое учебное заведение решится взять такого ребенка. Зато те, кто возьмет, будут предупреждены, а значит, смогут среагировать правильно. А о том, что информировать полезно, показывает, в частности, такой пример: у мальчика была речевая проблема — заикание. При этом ребенок очень любил рисовать и тянулся к любым занятиям, связанным с творчеством. Мама привела его в изостудию. В принципе, там дети мало говорят, но много слушают, рисуют и смотрят. О заикании можно было бы и не говорить — зачем? Но женщина предупредила педагога: «У моего ребенка — заикание. Мы боремся с этой проблемой. Однако пока не очень успешно. Пожалуйста, помогите нам в нашей борьбе — не обращайте внимания на заикание ребенка и не акцентируйте внимание на этом. И еще одна просьба — не призывайте моего сына к публичным выступлениям». Предупрежденный педагог — считайте, мудрый педагог. И можно быть уверенным в том, что вести он будет себя адекватно, а не заниматься «самодеятельностью», которая сильно может испортить самочувствие (психологическое, да и физическое) ребенка.
Примите своего ребенка
Есть в деле «укрывательства» и психологический момент — скрывая что-то о здоровье своего ребенка или об особенностях его характера и тому подобное, родители вселяют в него огромный комплекс неполноценности. А ребенок должен понимать, что он не хуже и не лучше, просто другой. Родители же своим поведением, в частности тем, что пытаются скрыть от других недостаток своего ребенка, вселяют в него такие мысли: «Мои родители меня стыдятся. Я — плохой. Мои родители хотели бы, чтобы я был лучше, а сейчас они мной недовольны». Поэтому очень важно принять своего ребенка таким, какой он есть. Тогда многие психологические проблемы разрешатся сами собой. Нужно просто понять — пока дети маленькие, они больше всего на свете любят своих родителей и хотят их всегда радовать. Хотят чувствовать любовь родителей. И понимать, что родители ими гордятся. С таким запасом родительской любви, ребенок-инвалид сможет вырасти оптимистом и научиться принимать себя, не боясь при этом оказаться «белой вороной» в детском коллективе.
Главное знание в жизни
В жизни есть вещи, которые нельзя изменить никогда. И когда они касаются ребенка, ему бывает очень грустно и обидно от того, что он не такой, как другие. Мальчику с парализованными ногами очень хочется играть в футбол. Девочке с диабетом хочется есть сладости и не делать уколы каждый день. Но даже если у ребенка нет серьезных заболеваний, он все равно может чувствовать себя «белой вороной» среди других, например, если его родители развелись или если у него нет папы и т.д. Всем этим детям хотелось бы быть другими, хотелось бы жить по-другому. Но от того, что ничего нельзя изменить, они грустят, расстраиваются, плачут, замыкаются. Как им помочь? Во-первых, объясните ребенку, что его чувства абсолютно естественны и не нужно их стыдиться или замалчивать. А также расскажите, что, на самом деле, серьезные проблемы бывают у каждого человека, только у всех эти проблемы разные. Во-вторых, постарайтесь найти для ребенка занятие, которое будет приносить ему радость, чтобы вселить в него уверенность в том, что в жизни есть место радости. Так, допустим, ваш сын не может играть в футбол. Но, возможно, ему нравится музыка, живопись или конструкторы? Увлеките его этим. В-третьих, покажите ребенку, что он не один такой. Если у ребенка — диабет, начните посещать с ним школу для диабетиков. Если ребенок — инвалид и прикован к инвалидному креслу, найдите детский лагерь, организованный специально для таких детей, посещайте мероприятия, организованные специально для инвалидов и так далее. Когда ребенок увидит, что он не один такой, ему станет легче. Начать общение ему тоже будет проще — он сможет поделиться с такими же, как он, «невезучими детьми» своими мыслями, чувствами и будет понят. Кроме того, это бесценный опыт — урок создания отношений в детском коллективе.
Очень многое зависит от того, как родители и окружающие будут вести себя в первые годы жизни ребенка. Если они будут внушать ему словами ли, поступками ли, что он «белая ворона», что он не такой как все и что это плохо, такому ребенку будет сложно адаптироваться к жизни. Но если родители и друзья будут поддерживать ребенка, все сложится как нельзя лучше. Ведь в детстве все дети стесняются и боятся своих особенностей. А, став подростками и юношами, начинают понимать, что быть особенным — не зазорно и не плохо, а нормально. И более того, ребенок делает открытие, что ему нужно не стыдиться, а гордиться собой — ведь он отваживается жить и радоваться жизни, несмотря на то, что ему сложнее, чем всем обычным людям...
|