Асоциальные дети: семена зла в коллективе?
Заводила… Хулиган… Неуправляемый ребенок… Такие дети знакомы многим из нас непонаслышке, мало кто в детстве не страдал от их проделок. Асоциальные дети: семена зла в коллективе?
В каждой группе в каждом детском саду, в каждом классе есть такой «ходячий кошмар». Сегодня для обозначения таких детей есть особый термин — асоциальные дети. Асоциальное поведение в психологии рассматривается как «отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам» Еще не так давно об асоциальном поведении младших школьников и речи не было. Безобидные шалости и нарушения не представляли никакой социальной опасности. Но с тех пор, как в школы и даже детские сады стали вызывать милицейские наряды, стало понятно, что общество столкнулось с новой проблемой. Асоциальное поведение среди младших школьников это закономерный результат перекосов воспитательной системы и, в основном, бездуховности и низкого культурного уровня семьи.
Личность ребенка формируют родители
Личность ребенка формируется и воспитывается под воздействием прежде всего родителей. Живя в семье, каждый ребенок должен быть уверен, что его любят и ценят. Любовь родителей и близких людей создает чувство защищенности и душевного комфорта. Такой ребенок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Заряд доброты, который ребенок получает в детстве от близких людей, это залог его иммунитета против зла и насилия в дальнейшей жизни. Недостаток любви, безразличие к интересам и деятельности ребенка со стороны взрослых, создает ситуацию, располагающую к возникновению асоциальных интересов, связей и отношений.
Кто такие асоциальные дети?
Какие же отклонения в поведении детей относятся к асоциальным? Их довольно много: тут можно упомянуть грубость, нечестность, лень, сквернословие, неуважение к старшим, воровство, хулиганство, бродяжничество, курение, употребление алкоголя, наркотиков, интерес к порнографии и др. Чаще всего они проявляются в комплексе, и тогда ребенка, называют трудным, а потом асоциальным.
В современном обществе быстрыми темпами идет развитие информационных технологий, появляются новые модели телефонов, облегчается доступ к разного рода информации. На фоне технического прогресса обнаруживаются богатый выбор новых форм асоциального поведения в школе, таких, о который лет 5 назад никто и подумать не мог. Например, часты случаи просмотра порнографического материала младшими школьниками, на тот же мобильный телефон можно записать надоедливую мелодию или звук и нервировать учителя и окружающих в ходе занятий.
Родители второклассника запросто могут обнаружить порнографические картинки в его телефоне. Как они попали туда? Одноклассница передала всему классу и активно демонстрировала на переменах остальным ученикам. Картина очень типичная — девочка пятый, младший ребенок в многодетной семье, и 4 старших брата — подростки, видимо и показали сестренке «интересные» картинки. А родители? Тут классный руководитель устало махнула рукой — а, что эти родители... им не до нее, они ребенком не занимаются, и в школу то никогда не приходят.
Наверняка, многие родители сталкивались с подобного рода ситуациями — негативным влиянием или агрессией в отношении своего ребенка, на которые казалось бы невозможно найти управу, потому как все устали разводят руками —а, этот... ну что с ним поделать, этот из разряда: асоциальные дети, у него родители алкоголики.
Что делать родителям?
Мы не будем выяснять, как же можно помочь таким детям, детям, которых называют асоциальными, — это тема для серьезной научной работы или статьи. Поговорим о том, что же делать родителям других детей, как защититься от тлетворного влияния. Неужели нет управы, и все закончиться грустным разговором «по душам» с классным руководителем?
Нет, избавиться от этого зла можно.
В первую очередь, конечно надо провести беседу со своим ребенком, объяснить ему как вести себя с хулиганами, как меньше вступать в контакт и уметь за себя постоять при случае.
Далее необходимо собрать рабочую группу из родителей и написать заявление на имя директора школы. Должна быть созвана комиссия по освидетельствованию поведения ребенка, и если он признается асоциальным, то его направляют на учебу в специализированное учебное заведение — школу-интернат для «трудных» детей, какие существовали и в советские времена. К сожалению, эта вынужденная мера, как правило, оправдана — ведь по статистике, из детей с асоциальным поведением только двое не имеют психических отклонений и их поведение можно легко скорректировать. Чтобы обезопасить вашего ребенка, не ленитесь, примите меры, ведь детские травмы — самые тяжелые и нередки случаи, когда самым болезненным воспоминанием человека остаются воспоминания об издевательствах в детском саду и школе.
|