Нужна ли вашему ребенку продленка?

Современная продленка (другими словами — группа продленного дня, организованная по месту учебы ребенка), конечно, разительно отличается от той, что практиковалась в советское время. Есть у нее как свои сильные, так и слабые стороны. Начнем с того, что есть она далеко не в каждой школе, а там где есть — эта услуга платная. С другой стороны, это все равно обойдется родителям дешевле, чем почасовая няня. (Да и надежнее). Тут уж каждый должен сам взвесить все «за» и «против».

Все по графику

Итак, что мы имеем в активе? Ребенок на продленке не просто не будет предоставлен самому себе полдня, а его жизнь после окончания занятий будет строго распланирована учителем. По часам его накормят (правда, за питание придется доплачивать отдельно), помогут с домашним заданием и выведут погулять на свежий воздух не менее двух раз.

Культурный досуг

Добавьте к этому еще и хорошо продуманный досуг. Ваш ребенок точно не будет плевать в потолок или «сидеть в телефоне». Сегодня на продленке могут предложить различные кружки и спортивные секции, просмотр учебных и художественных фильмов, а иногда — даже дополнительный иностранный язык или занятия с логопедом или психологом (если есть проблемы).

Командный игрок

Что еще можно занести в раздел плюсов? Конечно же, развитие коммуникативных навыков. Если ребенок трудно заводит новые знакомства, то здесь ему предоставляется готовая «команда». А совместные занятия и игры как ничто другое стирает психологические барьеры, учит общаться. Что, безусловно, позитивно повлияет на развитие у ребенка уверенности в своих силах и способностях.

Не вариант для отшельников

Однако продленка имеет и ряд откровенных минусов для ребенка. И первый из них — это практически отсутствие личного пространства. Каждому ребенку (особенно, если он по натуре «рак-отшельник», который может подолгу находиться один «в своем мире»!) периодически необходимо побыть наедине с собой (поиграть с любимой игрушкой или просто помечтать). На продленке же все «как в аквариуме» — все время на виду друг у друга...

Самоподготовка — деньги на ветер?..

Что касается выполнения домашнего задания, то в случае если ваш ребенок рассеян и еще не умеет концентрировать внимание, шум и шалости других учеников помешают ему выполнить работу без ошибок. К тому же имейте в виду, что т.н. самоподготовка сейчас не подразумевает, что учитель обязан контролировать качество выполнения ребенком уроков (не исключено, что вечером вам все равно придется все проверять и переделывать вместе с ребенком!).

Отсутствие сиесты

Еще одна отрицательная сторона продленка, по мнению педиатров, заключается в том, что когда ребенок находится в учебном заведении до вечера, он не имеет возможности отдохнуть днем после уроков. Попросту говоря — поспать. А ведь для учеников младших классов дневной отдых еще никто не отменял! Всего один час дневного сна способен восстановить физические силы школьника и нормализовать работу его нервной системы.

Родители? Не авторитет!

Но главный недостаток продленки, по мнению детских психологов, — это разрушение правильных взаимоотношений между ребенком и родителями. На общение «по душам» элементарно не остается времени: родители приходят с работы, ребенок — с продленки, далее только ужин, душ и сон. Именно из-за дефицита родительского внимания некоторые дети могут стать раздражительными и даже агрессивными!

Все «прелести» общепита

Да и питание на продленке (размер обеденных порций, разнообразие меню, качество продуктов, из которых готовят еду) часто оставляет желать лучшего. Конечно, ребенок будет накормлен, но ЧЕМ?! А если он аллергик?.. А если имеет уже проблемы с ЖКТ и нуждается в соблюдении определенной диеты?.. Не говоря уже о том, что некоторые «малоежки» и вовсе отказываются от «столовки» после маминых котлет или бабушкиных сырников, да так и ходят голодными до вечера...

Миф о социализации?..

Наконец, существует устойчивый стереотип, что продленка — это залог успешной социализации для «трудного ребенка». Но так ли это в действительности? Термин «социализация» используется для обозначения процесса «освоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, которые позволят ребенку в будущем функционировать в обществе». Но ведь никто не гарантирует, что в данной группе ребят ваш ребенок возьмет на вооружение правильные «образцы поведения и психологические установки»...