Раннее развитие: дома или в школе для малышей?
Что выбрать — домашнее развитие ребенка или курсы в частном центре?
Новоиспеченная мама, попадая в круг общения таких же мам, постоянно слышит слова «монтессори», «ранее развитие», «педагогические методики», читает обсуждения на форумах и в сообществах. Центры раннего развития ярко рекламируют своих уникальных преподавателей, а в резюме няни все чаще встречается пометка о сертификате курсов раннего развития по той или иной методике. Но что такое по сути своей ранее развитие и так ли необходимо заниматься в специальных центрах?
«Раннее развитие — это модно, дорого и ультрасовременно»
Раннее развитие — это создание максимально благоприятных условий для развития всех потенциальных способностей ребенка, раскрытия его талантов в атмосфере любви и дружелюбия. Оно не похоже на школьную программу с обязательным тестированием в конце обучения, скорее это постепенное и своевременное выявление склонностей малыша, а также обучение его необходимым знаниям, которые перерастают в умения и навыки. Наши бабушки, например, практиковали раннее развитие детей, обучая нас потешкам, считалкам, простым играм, тем самым облегчая путь к чтению и письму, простейшим математическим приемам. И бабушки наших бабушек делали то же самое, причем не только в России, но и по всему миру. Даже сами по себе методики раннего развития детей начали оформляться два-три века назад, так что считать раннее развитие современным трендом было бы попросту неосмотрительно.
Что касается цены вопроса — здесь есть простор для творчества. Все зависит от того, хотите ли вы отдать ребенка в частный детский сад/ясли, ходить на занятия в центр раннего развития два-три раза в неделю, или же ограничиться домашними наборами для развития и обучения (чтению, счету, и т.п.).
Что дает центр раннего развития?
В центре раннего развития малыш получает неоспоримые преимущества: пусть небольшой, но все же коллектив ровесников; опытные педагоги; продуманная и динамичная система занятий и наличие вспомогательного материала (развивающие игры, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь и т.п.). Дети в принципе не способны подолгу концентрировать внимание на одном деле, это приходит с возрастом, поэтому обучение малышни обычно строится на частой смене деятельности. За час дети успевают позаниматься логикой, спортом, рисованием, лепкой, потренировать образное мышление, память. Занятия происходят в игровой форме и дети, увлекшись, даже и не подозревают о коварных планах взрослых их чему-то научить:) Педагог (воспитатель) направляет каждого в отдельности малыша, корректирует ход занятий, умеет эмоционально быстро перестроиться и перестроить детей, постоянно следит за динамикой и насыщенностью занятий, не оказывая при этом давления.
Основная идея практически всех прогрессивных методик развития — занятия в атмосфере любви и непринужденности, выявляющие индивидуальные задатки ребенка. Малыш волен выбирать занятия по душе, хотя обычно дети легко соглашаются на благодушную инициативу воспитателя для групповых занятий. Кроме того, центры развития позволяют распознать склонности ребенка к определенной деятельности, так как малыш пробует себя в разных областях, чего нельзя сделать на одном кружке по рисованию или спортивной секции. А занятия в группе существенно облегчат будущую адаптацию к детскому саду.
А если нет возможности посещать центр?
Это не значит, что таланты вашего ребенка останутся неразвитыми, а в будущем успеваемость в школе не порадует вас. Если вы по ряду причин не можете посещать центры раннего развития, организуйте такой мини-центр дома. Запаситесь терпением: скорее всего вам придется делать то, что вы раньше не делали, а иногда и то, что не приносит вам удовольствия или кажется скучным, но, увидев восторг вашего малыша, вы не сможете не порадоваться!
Для более глубоко ознакомления с методиками развития можно прийти в действующий центр два-три раза, поприсутствовать на занятиях (как правило, первые занятия проходят с мамами), понаблюдать за действиями воспитателей. В открытом доступе сейчас масса литературы и все популярные системы развития (Методики Никитиных, Сесиль Лупан, Марии Монтессори, Николая Зайцева и пр.) понятно описаны. Конечно, почитав, вы не приобретете навык воспитателя, но основные идеи и подход можно использовать, а купив несколько развивающих игр и систематично занимаясь с малышом, вы точно ничего не испортите, а наоборот — внесете свой родительский вклад.
Важно следовать простому правилу: занятия должны быть систематическими и больше напоминать игру. Любите и хвалите вашего малыша за его первые маленькие успехи, уважайте его личность и давайте ему свободу выбора.
Я не стал космонавтом, пусть мой ребенок станет
По статистике, лишь 20 процентов детей по-настоящему талантливы. И единицам из них удается развить свой талант. С другой стороны, почти все дети способны (особенно в возрасте с 1,5 до 4 лет), им легко запоминать и понимать, они не боятся пробовать и испытывать, у них бьет ключом природная любознательность и естественная потребность задавать вопросы. Задача грамотного родителя — рассмотреть уникальную способность малыша и воспитать ее, но никак не проецировать свои нереализованные мечты на ребенка. Подумайте, нужно ли воспитывать гения, или все же гармоничного человека, который не боится познавать мир и преодолевать себя? И если вы не стали космонавтом, нужно ли становиться им вашему ребенку, у которого склонность к танцам?
Раннее развитие детей — тот период, когда родители развиваются вместе с ребенком. Высший пилотаж родительского искусства — проявлять гибкость и пересматривать свои устоявшиеся жизненные убеждения, уметь на время становиться снова детьми. Успехов вам и вашим малышам!
|