Программа Эльконина-Давыдова
В начальных классах во многих школах сегодня используется программа Эльконина-Давыдова. Что нужно знать об этой системе родителям, чтобы решить — отдавать ли детей в такой класс или искать школу, использующую традиционные методики?
На родительском собрании накануне первого класса нам сообщили, что детям нашим предстоит учиться по системе
Достоинства и преимущества
Что главное в системе
Дети обучаются не конкретному знанию, а общему. Ну, например, все мы в первом классе знали, что если гласная в корне проверяется, то надо подобрать однокоренное слово и проверить, да и дело с концом (слово «вода», к примеру, проверяется словом «водный»). Если же слово не проверяется (как с пресловутой «собакой», которую все норовят написать через «а»), то надо просто зазубрить. Некоторые учителя добивались результата, заставляя бедняг первоклассников писать ненавистное слово по 10–20 раз. В результате их ученики ненавидели предмет, старались как можно чаще выходить на мороз без шапки, чтобы лишний раз остаться дома, и вообще о школе у них остались самые неприятные воспоминания. Не факт, кстати, что правила они усвоили. Дети, которые учатся по системе
Или таблица умножения. Кто из нас не провел лето накануне второго класса в мучительном зазубривании! По системе
Учитель чертит две параллельные координатные прямые, называемые мерками С и Е, деления на которых нанесены в соотношении 1:4. Чтобы умножить, к примеру, 3 на 4, надо на нижней мерке С отсчитать три деления и подняться вверх, на мерку Е, — палец попадает на 12. (Деление соответственно происходит в обратном порядке.) Дети, еще не изучавшие дробные числа, могут с легкостью разделить, например, 19 на 4. Они не могут назвать число, но могут его показать на координатной прямой. Они формулируют это как «почти пять» или «между четырьмя и пятью». То есть, владея общим алгоритмом, могут найти решение любой частной задачи.
Угрозы и недостатки
Как любой проект, программа Эльконина-Давыдова имеет как достоинства, так и недостатки и даже скрытые угрозы. С первыми, в общем то, все понятно: творческий подход к обучению, осознанное овладение знаниями, систематизация материала и более быстрое и легкое освоение нового на базе уже усвоенного старого.
Посмотрим на оборотную сторону медали, а она имеется, не сомневайтесь!
Прежде всего, настораживает именно то, что при первой реакции вызвало ликование.
То есть отпугивает отсутствие преемственности между начальной школой и средней.
А если, гипотетически, появится школа, практикующая систему
Нет, не снимет, ибо потом ребенку все равно поступать в вуз, а наши вузы мало похожи на сократовские школы, где учитель и ученик вели непринужденные диалоги. Система зачетов и экзаменов
Ну и наконец, следует иметь в виду, что учебники, по которым занимаются дети, писали вовсе не авторы теории, а их последователи и интерпретаторы. Отсюда — множество недочетов, несуразиц, на которые жалуются прежде всего учителя. В некоторых учебниках идея не проверять написание слова, а искать «ошибкоопасное» место доведена до абсурда. То же фонетическое письмо (когда ребенок пишет слово так, как слышит, например: «карова»), придуманное авторами методики, авторами учебника признается как единственно правильное на довольно длительном этапе обучения, а значит, дети в течение длительного времени смотрят и запоминают неправильное написание.
Опытный учитель сможет сбалансировать:
Итак, достоинства и преимущества, угрозы и недостатки понятны. Я, после долгих и мучительных размышлений все же выбрала класс, где используется программа Эльконина-Давыдова, прежде всего потому, что уверена в преподавателе, который будет учить моего ребенка.
Если вам предстоит сделать выбор, не забудьте взвесить все «за» и «против». Удачи вам, учитесь на пятерки!
|