Нужны ли подготовительные курсы к школе?

Автор статьи
Туровская Наталья Юрьевна, Журналист, драматург, сценарист. Родилась г.Донецке в семье врачей; в 1996 г. окончила с красным дипломом Константиновское медицинское училище (фельдшерское отделение), сразу по окончании училища начала работать по специальности. В 2003 г. окончила Литературный институт им.Горького (семинар драматургии В.Розова и И.Вишневской), по окончании института работала редактором по связям с общественностью (1 Канал, программа "Здоровье с Еленой Малышевой". С 2013 по 2018 гг.работала главным редактором сайта ПульсПлюс.ру.
За год до того, как ребенок пойдет в школу, родители всерьез задумываются о выборе учебного заведения и о том, стоит или нет ходить на подготовительные курсы к школе.

Эти курсы, конечно, важная мера. Но не единственная. И, кроме того, одной ее может быть недостаточно.

Первое сентября. Первоклашка сидит за партой и тихонько плачет: «Ну, когда же это уже кончится?.." Плачет он и на следующий день и через неделю. Адаптация к школе проходит тяжело, хотя родители были уверены, что все будет хорошо, ведь они научили своего ребенка и читать, и считать, и буквы писать. Однако для подготовки к школе этого не хватило. Конечно, есть случаи, когда ребенок без всякой подготовки пошел в школу и избежал проблем. Но это, скорее, счастливое исключение.

Зачем нужны курсы при школе?

Решение, которое кажется самым очевидным, — водить дошкольника на курсы при школе. Что дают эти занятия? Самое главное — они знакомят детей с правилами поведения в школе. В том числе как обращаются к учительнице, как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить, что говорят, если нужно выйти в туалет, что такое урок, что такое перемена, что такое отметка, где учитель пишет задание, что такое школьный дневник, каникулы и многое другое. Особенно важными эти подготовительные курсы будут для детей, которые сложно адаптируются к новым условиям.

Еще один немаловажный плюс подобных курсов заключается в том, что учитель, анализируя способности детей, через несколько занятий может дать родителям рекомендации, обратить внимание на какие-то важные вещи. Естественно, что все дети развиваются по-разному, приходят в школу с разным багажом знаний и умений. И подготовительные курсы помогают «подтянуть» отстающих, задают определенную «высоту», которую будущие ученики должны «взять».

Для родителей часто тот факт, что ребенок пошел на подготовительные курсы, тоже очень важен. Особенно, если мама и папа считают, что их чадо будет учиться хуже других, обижать других детей, не справится с школьной нагрузкой, не сможет найти себе друзей. Эти и подобные опасения — сигнал для родителей тщательнее готовить ребенка к школе.

И, наконец, подготовительные курсы — это прекрасная возможность познакомиться со школой поближе до того, как ребенок начнет в нее ходить. И если вдруг что-то в этом учебном заведении вызовет недовольство, будет время заняться поиском и выбором другой школы.

Подготовительные курсы к школе и все?

Подготовительные курсы к школе — важная мера. Но не единственная. И, кроме того, одной ее может быть недостаточно. Особенно, если у ребенка есть какие-то особенности. За год (а лучше за два) до школы нужно обратить внимание на следующие моменты.

Если ребенок слабее своих сверстников, часто болеет, сутулится, нужно записать его в кружок гимнастики или в бассейн. Кроме того, внимательно изучив соответствующую литературу, необходимо заняться закаливанием, чтобы к школе укрепить иммунитет ребенка.

Если ребенок боится незнакомых людей, не хочет оставаться на занятиях один, плачет, когда ему говорят про школу, нужно использовать различные сюжетные игры («Первоклассник», «Школа наоборот», «Лесная школа», «Сосед, подними руку» и т. п.), записать ребенка в развивающие кружки и, помогая ребенку справляться со страхом, оставлять его на занятиях одного (сначала заходить с ним на занятия, потом стоять у приоткрытой двери, затем провожать до дверей, но не заходить и т. д.).

Если ребенок в разговоре о школе акцентирует внимание на том, какие там будут завтраки, сможет ли он пригласить на свой день рождения весь класс и как здорово, наверное, когда приходят каникулы, скорее всего, он не вполне представляет себе основное предназначение школы, а значит, подготовительные курсы к школе, занятия с детским психологом и игры дома — это то, что поможет выправить ситуацию.

Если у ребенка слабый тип нервной системы, если ребенок не уверен в себе, не успешен, часто обижается, замкнут, помимо общей подготовки к школе будут необходимы занятия у детского психолога (такой наверняка есть при детском саду или детском центре). Таким детям очень важно понять, что оценка на уроке — это вовсе не оценка их личности в целом.

От игры к учебе

Чем лучше ребенок умеет играть, тем лучше станет учиться. В игре ребенок моделирует свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации. Если же такой период развития, как игра, по каким-то причинам не исчерпал себя, школьная нагрузка может стать для ребенка непомерно тяжелой. Поэтому очень важно дать ребенку возможность «наиграться», не взваливать на него груз ответственности за учебу заранее, не опережать события и не пытаться работать на опережение.

Лучшим решением будет, наоборот, подготовка к школе посредством игры. Есть не мало занятий, благодаря которым дети учатся, одновременно играя. И чтобы сыграть со своим ребенком в эти игры, не нужно быть педагогом и психологом.

Например, всем известная игра «Что хотите, то купите, черный, белый не берите, „да“ и „нет“ не говорите» — прекрасная игра для воспитания сосредоточенности.

Вырезание, лепка, оригами и шитье развивают моторику и помогают подготовить руки к письму.

Отгадывание загадок воспитывает находчивость и обогащает словарный запас.

Игра «Бывает ли так?» воспитывает внимание ребенка (в качестве примеров к этой игре можно взять бессмыслицы Э. Лира и т. п.).

Речевую активность поможет развить известная игра «Угадай, что я загадал», в которой на наводящие вопросы тот, кто загадал слово, может отвечать только «да» или «нет».

Также можно играть с ребенком (по дороге на те же подготовительные курсы к школе) в различные игры на развитие памяти. Например, это может быть игра «Бабушка укладывает в свой чемодан…» Взрослый говорит ребенку: «Бабушка укладывает в свой чемодан… кофточку!». Ребенок повторяет фразу и добавляет свое слово. И так до того момента, как ряд предметов уже нельзя будет воспроизвести. Дошкольнику под силу запомнить в среднем 18–20 предметов в бабушкином чемодане.

Для развития внимания важно поиграть с детьми в «съедобное — не съедобное», «вершки — корешки», «летает — не летает». Также полезной будет такая игра для развития способности концентрировать и распределять внимание. Взрослые говорят ребенку: «Представь, витрину магазина. Давай увидим сначала все-все, а потом будем замечать все более мелкие детали. Что в магазине самое крупное? Витрина. А поменьше? Машина. Кто водитель? Мишка. Какая у него пуговица? Блестящая!» Когда ребенок поймет правило игры, нужно предложить ему самому, без подсказок рассказать о чем то, следуя по пути «от большого к маленькому».

Подводя итоги, можно перечислить все, что важно для ребенка, которому через год идти в школу:

  • подготовительные курсы,
  • занятия спортом,
  • посещение кружков,
  • занятия у психолога,
  • игры с родителями и сверстниками.

26.09.2022
Вам необходимо авторизоваться для добавления комментариев.
Авторизация | регистрация

Комментарии