Не просто школьная программа. Занков и его метод

Как может повлиять на успеваемость детей школьная программа? Занков — автор метода, по которому сегодня работают многие школы. В чем суть этой методики, каким детям она подходит — попробуем разобраться.

Как может повлиять на успеваемость детей школьная программа? Занков — автор метода, по которому сегодня работают многие школы. В чем суть этой методики, каким детям она подходит — попробуем разобраться.

Не за горами апрель, а значит, перед многими родителями встанет серьезная проблема — в какую школу отдать любимое чадо. С выбором школы очень важно не промахнуться, от этого с большой степени зависит будущее ребенка. Сегодня многие школы не укомплектованы, поэтому в борьбе за детей пытаются придумать себе конкурентное преимущество. Одно из них — передовая методика обучения. К сожалению, среднестатистический родитель, не обремененный педагогическим образованием, не всегда в силах оценить, подойдет ли его ребенку та или иная программа. Занков — в чем суть его метода, рассмотрим поподробнее.

Основы метода

Итак, вот основополагающие положения метода Занкова (точнее, грамотнее было бы называть его дидактической системой):

1) ребенок должен учиться осознанно, при этом задача педагога — раскрыть в каждом ребенке творческий потенциал, понять, к чему у каждого есть склонности, и эти склонности развивать;

2) быстрый темп обучения, постоянная смена деятельности (от чтения — к письму, потом — к счету и т. д., обязательно шутливые задания — чтобы снять напряжение); дети на самом деле устают от монотонности, однообразный труд не вызывает у них положительных эмоций;

3) достаточно высокий уровень сложности материала — иначе потенциал раскрыть невозможно, ребенок должен уметь преодолевать сложности, прилагать интеллектуальные усилия;

4) в процессе обучения должно происходить общее развитие ребенка (т. е. развивается логика, умение излагать мысли, системно мыслить и т. д.);

5) дифференцированный подход к обучению, развитие не только сильных учащихся, но и слабых;

6) и, наконец, движение от частного к общему, от простого к сложному.

Как видите, все тезисы методики Занкова «правильные». Какому родителю не хочется, чтобы ребенок осознанно учился, чтобы его способности и таланты не зачахли, а напротив, расцвели.

Посмотрим, что происходит на практике.

Как это работает?

программа Занков, выборГлавное, на наш взгляд, в системе Занкова — вовлеченность ученика в процесс. Обычно, особенно в начальных классах, дети рассматриваются как некие объекты, в которые надо запихнуть как можно больше знаний, умений, навыков, чтобы они могли написать контрольную, сдать экзамен, не ударить лицом в грязь перед комиссией из Департамента и т. д. В классах, которые учатся по методике Занкова, учитель нередко интересуется у своих подопечных, что они хотели бы узнать на следующем уроке. Здесь нет такого дробления: на русском мы учимся писать, на математике — считать, на труде — сколачивать табуретки. Учитель раскрывает перед детьми целостную картину мира, где все взаимосвязано.

Так, в курсе «Окружающий мир» прослеживаются связи между знаниями о нашей планете, ее природе и общественно-культурной жизни человека, которая происходит в определенное историческое время, в определенных природных условиях.

Действительно, в начальной школе обучение по системе Занкова построено во многом как игра. Так, на уроках математики дети делятся на группы по три человека (триады) и не просто следят за решением задачи (как это бывает при традиционной системе обучения, когда один ученик решает у доски, остальные в тетрадях, а учитель дефилирует по классу, следя за тем, чтобы никто не отлынивал), но обсуждают решение в группах, а затем со всем классом. Задачи бывают не только на знание, но и на сообразительность: «Шесть штук яиц сварили в кастрюле за пять минут. За сколько минут сварилась одна штука?» В середине урока учитель предлагает сменить деятельность, поиграть, задает вопрос: «Верите ли вы, что быстрее машет крыльями шмель, а не комар? Определите по звуку. Докажите».

В конце урока детям предлагается ответить на вопросы, что нового они узнали, что хотели бы узнать на следующем уроке. И, наконец, дается так называемое идеальное домашнее задание: выбрать из учебника задачу и решить ее самостоятельно.

Урок русского языка во втором классе начинается со стихотворного обращения учителя: «Я знаю, каждый в классе гений, но без труда талант не впрок. Давайте сочиним урок». Затем детей обучают писать объявление, и они действительно «сочиняют» урок: объясняют, почему важно уметь писать объявления, вспоминают песню про пропавшую собаку, которую нашли с помощью объявления. Сравниваются различные объявления, затем учитель просит написать собственное на заданную тему. Все происходит в формате живого обсуждения, учитель — не монстр, угрожающе поигрывающий указкой, а собеседник, модератор дискуссии.

Что говорят — «за» и «против»

Как вы догадываетесь, все, что описано выше — идеальные уроки, с идеальными детьми и идеальными учителями. Не надо сбрасывать со счетов, что действительно талантливый педагог и психолог Леонид Владимирович Занков разрабатывал свою систему в 60-е годы, когда реалии жизни были совсем иными, у детей не было необходимости запоминать такой объем информации, как сегодня. К тому же у нынешних детей, в отличие от тех, на которых Занков апробировал свою методику, «клиповое» сознание — это подтверждают психологи. Из-за обилия информации, которая вываливается на них с экранов и мониторов, они представляют мир как калейдоскоп пестрых картинок, поэтому донести до них идею о целостной картине мира весьма и весьма сложно.

Вот что говорят о методике Занкова родители: «Никаких плюсов от программы я не вижу, а вот минусов — хоть отбавляй! Дети не знают и не понимают простейших вещей (проблемы с определением рода, подлежащее-сказуемое, приставка-предлог и т. д. и т. п.). Логика — вещь хорошая, но развивать ее без базы — бесполезно. В классе решаются простые примеры, а на дом задается такое, что доведет до белого каления любого нормального человека. Осточертели шарады и головоломки по математике и по русскому языку!»

А вот противоположное мнение: «Система Занкова — очень интересная, дети учатся быстрее думать, логически размышлять».

И конечно, очень интересно мнение профессионалов, учителей: «Работаю по системе уже 16 лет, и все классы, которые выпустила, старшая школа принимала с большим удовольствием. Дети всегда творческие, увлекающиеся, целеустремленные, дружные. Уровень знаний разный, но все учителя очень рады работать с ними дальше, потому что они „необычные“».

Классическая программа? Занков?

программа Занков, преимуществаКак видите, мнения очень разные: от восторга до полного неприятия. Что же выбрать? Наш совет такой: прежде всего надо выбрать доброжелательного, толкового учителя. Любой метод хорош, если пользоваться им в совершенстве — это истина, проверенная временем. Если учитель владеет системой Занкова, если он успешно пользуется ею уже несколько лет, и не слепо, а осмысленно, возможно, сочетая ее с классической системой — доверьтесь ему. Ну и, конечно, оцените свои силы и силы ребенка. Если вы сами открыты новому, если готовы помочь ребенку, поддержать его, если у вас есть время и силы вникать в то, что он изучает в школе, — попробуйте систему Занкова. Ведь в младших классах ребенку очень важно не возненавидеть учение как процесс, почувствовать, что «грызть гранит науки» на самом деле может быть увлекательно и даже весело.

Если же взрослые в вашей семье консервативны, если вы сторонник традиционных палочек-прописей, зубрежки и искренне верите, что «повторенье- мать ученья», поберегите свои нервы и здоровье ребенка — ищите школу, которая работает по традиционной методике.

05.05.2022
Вам необходимо авторизоваться для добавления комментариев.
Авторизация | регистрация

Комментарии