Не просто школьная программа. Занков и его метод
Как может повлиять на успеваемость детей школьная программа? Занков — автор метода, по которому сегодня работают многие школы. В чем суть этой методики, каким детям она подходит — попробуем разобраться.
Не за горами апрель, а значит, перед многими родителями встанет серьезная проблема — в какую школу отдать любимое чадо. С выбором школы очень важно не промахнуться, от этого с большой степени зависит будущее ребенка. Сегодня многие школы не укомплектованы, поэтому в борьбе за детей пытаются придумать себе конкурентное преимущество. Одно из них — передовая методика обучения. К сожалению, среднестатистический родитель, не обремененный педагогическим образованием, не всегда в силах оценить, подойдет ли его ребенку та или иная программа. Занков — в чем суть его метода, рассмотрим поподробнее.
Основы метода
Итак, вот основополагающие положения метода Занкова (точнее, грамотнее было бы называть его дидактической системой):
1) ребенок должен учиться осознанно, при этом задача педагога — раскрыть в каждом ребенке творческий потенциал, понять, к чему у каждого есть склонности, и эти склонности развивать;
2) быстрый темп обучения, постоянная смена деятельности (от чтения — к письму, потом — к счету
3) достаточно высокий уровень сложности материала — иначе потенциал раскрыть невозможно, ребенок должен уметь преодолевать сложности, прилагать интеллектуальные усилия;
4) в процессе обучения должно происходить общее развитие ребенка (
5) дифференцированный подход к обучению, развитие не только сильных учащихся, но и слабых;
6) и, наконец, движение от частного к общему, от простого к сложному.
Как видите, все тезисы методики Занкова «правильные». Какому родителю не хочется, чтобы ребенок осознанно учился, чтобы его способности и таланты не зачахли, а напротив, расцвели.
Посмотрим, что происходит на практике.
Как это работает?
Главное, на наш взгляд, в системе Занкова — вовлеченность ученика в процесс. Обычно, особенно в начальных классах, дети рассматриваются как некие объекты, в которые надо запихнуть как можно больше знаний, умений, навыков, чтобы они могли написать контрольную, сдать экзамен, не ударить лицом в грязь перед комиссией из Департамента
Так, в курсе «Окружающий мир» прослеживаются связи между знаниями о нашей планете, ее природе и
Действительно, в начальной школе обучение по системе Занкова построено во многом как игра. Так, на уроках математики дети делятся на группы по три человека (триады) и не просто следят за решением задачи (как это бывает при традиционной системе обучения, когда один ученик решает у доски, остальные в тетрадях, а учитель дефилирует по классу, следя за тем, чтобы никто не отлынивал), но обсуждают решение в группах, а затем со всем классом. Задачи бывают не только на знание, но и на сообразительность: «Шесть штук яиц сварили в кастрюле за пять минут. За сколько минут сварилась одна штука?» В середине урока учитель предлагает сменить деятельность, поиграть, задает вопрос: «Верите ли вы, что быстрее машет крыльями шмель, а не комар? Определите по звуку. Докажите».
В конце урока детям предлагается ответить на вопросы, что нового они узнали, что хотели бы узнать на следующем уроке. И, наконец, дается так называемое идеальное домашнее задание: выбрать из учебника задачу и решить ее самостоятельно.
Урок русского языка во втором классе начинается со стихотворного обращения учителя: «Я знаю, каждый в классе гений, но без труда талант не впрок. Давайте сочиним урок». Затем детей обучают писать объявление, и они действительно «сочиняют» урок: объясняют, почему важно уметь писать объявления, вспоминают песню про пропавшую собаку, которую нашли с помощью объявления. Сравниваются различные объявления, затем учитель просит написать собственное на заданную тему. Все происходит в формате живого обсуждения, учитель — не монстр, угрожающе поигрывающий указкой, а собеседник, модератор дискуссии.
Что говорят — «за» и «против»
Как вы догадываетесь, все, что описано выше — идеальные уроки, с идеальными детьми и идеальными учителями. Не надо сбрасывать со счетов, что действительно талантливый педагог и психолог Леонид Владимирович Занков разрабатывал свою систему в
Вот что говорят о методике Занкова родители: «Никаких плюсов от программы я не вижу, а вот минусов — хоть отбавляй! Дети не знают и не понимают простейших вещей (проблемы с определением рода,
А вот противоположное мнение: «Система Занкова — очень интересная, дети учатся быстрее думать, логически размышлять».
И конечно, очень интересно мнение профессионалов, учителей: «Работаю по системе уже 16 лет, и все классы, которые выпустила, старшая школа принимала с большим удовольствием. Дети всегда творческие, увлекающиеся, целеустремленные, дружные. Уровень знаний разный, но все учителя очень рады работать с ними дальше, потому что они „необычные“».
Классическая программа? Занков?
Как видите, мнения очень разные: от восторга до полного неприятия. Что же выбрать? Наш совет такой: прежде всего надо выбрать доброжелательного, толкового учителя. Любой метод хорош, если пользоваться им в совершенстве — это истина, проверенная временем. Если учитель владеет системой Занкова, если он успешно пользуется ею уже несколько лет, и не слепо, а осмысленно, возможно, сочетая ее с классической системой — доверьтесь ему. Ну и, конечно, оцените свои силы и силы ребенка. Если вы сами открыты новому, если готовы помочь ребенку, поддержать его, если у вас есть время и силы вникать в то, что он изучает в школе, — попробуйте систему Занкова. Ведь в младших классах ребенку очень важно не возненавидеть учение как процесс, почувствовать, что «грызть гранит науки» на самом деле может быть увлекательно и даже весело.
Если же взрослые в вашей семье консервативны, если вы сторонник традиционных
|