Можно ли выучить иностранный язык в школе?
Большинство современных мам и пап хоть и понимали пользу знания иностранного языка, почему-то всегда были уверены: то, что преподают учителя на уроках иняза, — ненужный балласт. Те, кто действительно хотел выучить язык, часами ежедневно занимались с репетитором, остальные — заикаясь и краснея, читали, чем занимается Шрайбикус и Моника в свободное время. Что изменилось с тех пор в школах и изменилось ли вообще? И есть ли шанс, что ваш ребенок будет учить иностранный язык в школе более осмысленно?
Заезженная пушкинская фраза из «Евгения Онегина»: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», пожалуй, как нельзя точнее отражает наши представления об изучении иностранного языка в школе. Большинство современных мам и пап хоть и понимали пользу знания иностранного языка, почему-то всегда были уверены: то, что преподают учителя на уроках иняза, — ненужный балласт. Те, кто действительно хотел выучить язык, часами ежедневно занимались с репетитором, остальные — заикаясь и краснея, читали, чем занимаются Шрайбикус и Моника в свободное время. И в глубине души никто из нас не понимал — зачем нам это знать... Уроки иняза были сродни пению — в смысле такие же бессмысленные и беспощадные.
Что изменилось с тех пор в школах и изменилось ли вообще? И есть ли шанс, что ваш ребенок будет учить иностранный язык в школе более осмысленно?
Прежде всего, как утверждают чиновники, изменилось отношение к иностранному языку на государственном уровне. В Министерстве образования решили, что в условиях глобализации иностранные языки должны быть базовым элементом образовательной системы. На бумаге это означает, что учить ваше чадо инязу начнут со второго класса (2 часа в неделю). Преимущество здесь отдается игровой форме обучения. С пятого класса по базисной программе он будет учить иностранный язык 3 часа в неделю. По общеобразовательным стандартам это время может быть увеличено по желанию (простор для фантазии).
Предполагается, что в старших классах, когда ребенок уже должен определиться с будущей профессией и выбрать профильный класс, изучение иностранного языка должно включать в себя именно ту лексику, которая больше всего соответствует будущей сфере его деятельности. На практике — в условиях дефицита учителей иностранных языков такой декларируемый принцип оказался утопией. Школам зачастую трудно найти простого предметника по стандартным английскому и немецкому, не говоря уже о том, что учителей с достойным уровнем, например, английского технического — вообще можно заносить в Красную книгу.
Сейчас формально школы могут применять разные методики изучения иностранных языков — от коммуникативных до авторских комбинированных. «Вариативная система форм и средств обучения» иностранному языку прописана в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». На деле — редкая государственная общеобразовательная школа решается выйти за пределы методики, рекомендованной Министерством образования: все привыкли к тому, что инициатива в нашей стране наказуема. Это означает, что в большинстве государственных школ — зубрежка как единственно верный путь к просветлению до сих пор является приоритетным методом преподавания иностранного языка.
При этом, конечно, нельзя отрицать, что, например, выбор учебников и пособий, соответствующих общеобразовательным стандартам, сейчас несравнимо богаче. Большинство школ опять-таки отдают предпочтение двум-трем проверенным авторам, которые в большей степени соответствуют старым, добрым министерским рекомендациям.
В отличие от государственных, в большинстве частных школ языки преподают по коммуникативным методикам. Главное отличие — ставка делается не на заучивание грамматических правил, а на умение выражать свои мысли на иностранном языке. Правила осваиваются по мере изучения выбранных тем, а не планомерными наскоками — как это предполагает традиционная методика. Таким образом создается пресловутая мотивация: перед ребенком ставят цель рассказать о чем-то, и только после этого под чутким руководством преподавателя он подбирает языковые средства, чтобы ее достичь. Еще одно преимущество коммуникативных программ — здесь гораздо чаще используются средства наглядности — аудио- и видеоматериалы, игровые формы обучения (для каждого возраста свои). Как показывает практика, с такими «фишками» дети учат язык быстрей и эффективней.
Стать полиглотом?
Многие частные школы и почти все школы с углубленным изучением иностранных языков предлагают детям изучение второго иностранного языка или даже третьего и четвертого. Сделать из родного чада полиглота для многих родителей кажется заманчивой перспективой. Но вот нужно ли это осваивать в школе?..
Конечно, в знании двух иностранных языков нет ничего сверхъестественного. Будда вообще говорил на полутораста языках, а Магомет знал все языки мира. Стало быть, два одолеть и вовсе реально. Но подумайте, нужно ли это вашему ребенку? А лучше — спросите у него. Если ваше чадо проявляет недюжинные лингвистические способности и предпочитает прослушивание МР3 на английском футболу во дворе, возможно, второй язык — это именно то, что ему нужно. Многие педагоги утверждают, что школьный возраст в плане механизмов памяти — самый подходящий для того, чтобы одолеть несколько иностранных языков. Но не забывайте, что все утверждения верны в отношении среднестатистического безликого большинства. Ваш ребенок вполне может не подходить под выдуманные кем-то параметры.
Имейте в виду, что начинать изучение второго языка целесообразно только тогда, когда ребенок уже может более-менее свободно изъясняться на первом иностранном языке. Иначе есть риск, что корм, как говорится, пойдет не в коня, а в голове у будущего полиглота будет только каша из слов и правил разных языков. Еще один немаловажный момент — у большинства детей мотивация к обучению появляется значительно позже, чем им предлагают сделать выбор в школе. Но именно она становится лучшим стимулом и катализатором изучения иностранных языков.
Если вы чувствуете, что для ребенка ваша инициатива рискует стать тягостной обязанностью, может быть, не стоит лишать его детства, возможностей пошалить и поиграть с друзьями в стрелялки?
Тем более, как ни крути, — изучение второго языка при современной загруженности школьников редко кому удается одолеть без ущерба для остальных предметов. А нужен ли второй иностранный язык вашему отпрыску — он вполне сможет решить самостоятельно во взрослой жизни. Благо — время у него на это будет.
|