Можно ли выучить иностранный язык в школе?

Автор статьи
Туровская Наталья Юрьевна, Журналист, драматург, сценарист. Родилась г.Донецке в семье врачей; в 1996 г. окончила с красным дипломом Константиновское медицинское училище (фельдшерское отделение), сразу по окончании училища начала работать по специальности. В 2003 г. окончила Литературный институт им.Горького (семинар драматургии В.Розова и И.Вишневской), по окончании института работала редактором по связям с общественностью (1 Канал, программа "Здоровье с Еленой Малышевой". С 2013 по 2018 гг.работала главным редактором сайта ПульсПлюс.ру.

Большинство современных мам и пап хоть и понимали пользу знания иностранного языка, почему-то всегда были уверены: то, что преподают учителя на уроках иняза, — ненужный балласт. Те, кто действительно хотел выучить язык, часами ежедневно занимались с репетитором, остальные — заикаясь и краснея, читали, чем занимается Шрайбикус и Моника в свободное время. Что изменилось с тех пор в школах и изменилось ли вообще? И есть ли шанс, что ваш ребенок будет учить иностранный язык в школе более осмысленно?

Заезженная пушкинская фраза из «Евгения Онегина»: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», пожалуй, как нельзя точнее отражает наши представления об изучении иностранного языка в школе. Большинство современных мам и пап хоть и понимали пользу знания иностранного языка, почему-то всегда были уверены: то, что преподают учителя на уроках иняза, — ненужный балласт. Те, кто действительно хотел выучить язык, часами ежедневно занимались с репетитором, остальные — заикаясь и краснея, читали, чем занимаются Шрайбикус и Моника в свободное время. И в глубине души никто из нас не понимал — зачем нам это знать... Уроки иняза были сродни пению — в смысле такие же бессмысленные и беспощадные.

Что изменилось с тех пор в школах и изменилось ли вообще? И есть ли шанс, что ваш ребенок будет учить иностранный язык в школе более осмысленно?

Прежде всего, как утверждают чиновники, изменилось отношение к иностранному языку на государственном уровне. В Министерстве образования решили, что в условиях глобализации иностранные языки должны быть базовым элементом образовательной системы. На бумаге это означает, что учить ваше чадо инязу начнут со второго класса (2 часа в неделю). Преимущество здесь отдается игровой форме обучения. С пятого класса по базисной программе он будет учить иностранный язык 3 часа в неделю. По общеобразовательным стандартам это время может быть увеличено по желанию (простор для фантазии).

Предполагается, что в старших классах, когда ребенок уже должен определиться с будущей профессией и выбрать профильный класс, изучение иностранного языка должно включать в себя именно ту лексику, которая больше всего соответствует будущей сфере его деятел

Предполагается, что в старших классах, когда ребенок уже должен определиться с будущей профессией и выбрать профильный класс, изучение иностранного языка должно включать в себя именно ту лексику, которая больше всего соответствует будущей сфере его деятельности. На практике — в условиях дефицита учителей иностранных языков такой декларируемый принцип оказался утопией. Школам зачастую трудно найти простого предметника по стандартным английскому и немецкому, не говоря уже о том, что учителей с достойным уровнем, например, английского технического — вообще можно заносить в Красную книгу.

Сейчас формально школы могут применять разные методики изучения иностранных языков — от коммуникативных до авторских комбинированных. «Вариативная система форм и средств обучения» иностранному языку прописана в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». На деле — редкая государственная общеобразовательная школа решается выйти за пределы методики, рекомендованной Министерством образования: все привыкли к тому, что инициатива в нашей стране наказуема. Это означает, что в большинстве государственных школ — зубрежка как единственно верный путь к просветлению до сих пор является приоритетным методом преподавания иностранного языка.

При этом, конечно, нельзя отрицать, что, например, выбор учебников и пособий, соответствующих общеобразовательным стандартам, сейчас несравнимо богаче. Большинство школ опять-таки отдают предпочтение двум-трем проверенным авторам, которые в большей степени соответствуют старым, добрым министерским рекомендациям.

В отличие от государственных, в большинстве частных школ языки преподают по коммуникативным методикам. Главное отличие — ставка делается не на заучивание грамматических правил, а на умение выражать свои мысли на иностранном языке. Правила осваиваются по мере изучения выбранных тем, а не планомерными наскоками — как это предполагает традиционная методика. Таким образом создается пресловутая мотивация: перед ребенком ставят цель рассказать о чем-то, и только после этого под чутким руководством преподавателя он подбирает языковые средства, чтобы ее достичь. Еще одно преимущество коммуникативных программ — здесь гораздо чаще используются средства наглядности — аудио- и видеоматериалы, игровые формы обучения (для каждого возраста свои). Как показывает практика, с такими «фишками» дети учат язык быстрей и эффективней.

Стать полиглотом?

Многие частные школы и почти все школы с углубленным изучением иностранных языков предлагают детям изучение второго иностранного языка или даже третьего и четвертого.

Многие частные школы и почти все школы с углубленным изучением иностранных языков предлагают детям изучение второго иностранного языка или даже третьего и четвертого. Сделать из родного чада полиглота для многих родителей кажется заманчивой перспективой. Но вот нужно ли это осваивать в школе?..

Конечно, в знании двух иностранных языков нет ничего сверхъестественного. Будда вообще говорил на полутораста языках, а Магомет знал все языки мира. Стало быть, два одолеть и вовсе реально. Но подумайте, нужно ли это вашему ребенку? А лучше — спросите у него. Если ваше чадо проявляет недюжинные лингвистические способности и предпочитает прослушивание МР3 на английском футболу во дворе, возможно, второй язык — это именно то, что ему нужно. Многие педагоги утверждают, что школьный возраст в плане механизмов памяти — самый подходящий для того, чтобы одолеть несколько иностранных языков. Но не забывайте, что все утверждения верны в отношении среднестатистического безликого большинства. Ваш ребенок вполне может не подходить под выдуманные кем-то параметры.

Имейте в виду, что начинать изучение второго языка целесообразно только тогда, когда ребенок уже может более-менее свободно изъясняться на первом иностранном языке. Иначе есть риск, что корм, как говорится, пойдет не в коня, а в голове у будущего полиглота будет только каша из слов и правил разных языков. Еще один немаловажный момент — у большинства детей мотивация к обучению появляется значительно позже, чем им предлагают сделать выбор в школе. Но именно она становится лучшим стимулом и катализатором изучения иностранных языков.

Если вы чувствуете, что для ребенка ваша инициатива рискует стать тягостной обязанностью, может быть, не стоит лишать его детства, возможностей пошалить и поиграть с друзьями в стрелялки?

Тем более, как ни крути, — изучение второго языка при современной загруженности школьников редко кому удается одолеть без ущерба для остальных предметов. А нужен ли второй иностранный язык вашему отпрыску — он вполне сможет решить самостоятельно во взрослой жизни. Благо — время у него на это будет.

17.10.2024
Вам необходимо авторизоваться для добавления комментариев.
Авторизация | регистрация

Комментарии

mooqla
18.10.2010 11:58
Очень многое заваисит от преподавателя. Можно привить детям любовь к языку с первого урока, а можно отвращение. В начальных классах ребенок еще не в состоянии сделать осознанный выбор в пользу или не в пользу изучения я зыков. Все на уровне-нравится-не нравится(или родители сказали, что надо).
helgerda
18.10.2010 16:02
Если честно - не знаю ни одного человека, кто бы реально смог выучить на хорошем уровне язык в общеобразовательной школе. Обязательно какие-то курсы, лингв.школы и т.д. Ну и, конечно, общение с носителями языка
Фокин
22.10.2010 11:47
Автор статьи - почему-то нет его имени, судя по всему человек далекий от преподавания иностранного языка. Журналист, наверное. Вот лишь некоторые ляпы 1. "Правила осваиваются по мере изучения выбранных тем, а не планомерными наскоками — как это предполагает традиционная методика. " Планомерными наскоками по традиционному, а точнее сознательному методу, никто никогда не обучал, разве что учителя-лентяи, плохо владеющие и ин.языком и собственно методикой. 2. "Еще одно преимущество коммуникативных программ — здесь гораздо чаще используются средства наглядности — аудио- и видеоматериалы, игровые формы обучения (для каждого возраста свои). " Принцип наглядности признается всеми методистами, как стронниками сознательного, так и интуитивного (а не коммуникативного) метода. По любой методике использование иллюстративных материалов (картинки, видео) только приветствуется. Все зависит от желания учителя. 3. "Еще один немаловажный момент — у большинства детей мотивация к обучению появляется значительно позже, чем им предлагают сделать выбор в школе". Как раз все наоборот. "Позже" - только у тех, кому ин. яз. будет нужен для поступления в вуз.
Эльвира
27.10.2010 21:03
Мы учим английский уже 4 года в Талисмане. Уже даже читаем и смотрим мультфильмы на английском. К сожалению во втором классе иностранный язык в нашей школе будет выбран методом жеребьевки, т.к. все хотят на английский, а кого-то и немецкому надо учить