Лесная школа, или ознакомление детей с природой
Ознакомление детей с природой — дело не хлопотное: вот березка, вот рябинка, куст ракиты над рекой... Дети хорошо запоминают «особые приметы» вещей — береза белая, ёлка зеленая и с иголками вместо листьев, на рябине красные ягоды, на дубе — желуди, синичка желтая, дятел стучит клювом. Правда, чтобы малыш усвоил урок, повторить его придется неоднократно.
Если вы живете недалеко от парка, постарайтесь время от времени покидать игровую площадку возле дома и навещать парковые аллеи. Тут всегда найдется, чем заняться: можно собирать и разбрасывать шишки, рассматривать и изучать деревья, поджидать появление подснежников и любоваться ими. А главное — начать знакомить ребенка с окружающим миром: обращать его внимание на природные явления, на детском уровне объяснять причинно-следственные связи процессов (деревья качаются, потому то ветер дует, а не наоборот), учить любить и беречь природу.
Флора...
Знакомство с деревьями проще всего начать с прикосновения к ним: пусть ребенок потрогает кору ладошкой. Первый урок может научить тому, что ствол дуба жесткий и ребристый, клена — гладкий, березы — «лохматый». Не удивляйтесь, если малыш одернет руку, впервые прикоснувшись к дереву, — это новые для него тактильные ощущения, а все новое настораживает, так как таит потенциальную опасность (так уж устроена человеческая психика и работает этот закон в любом возрасте).
Поэтому не смейтесь над малышом и не заставляйте его делать то, чего не хочет — очень быстро он поймет, что дерево не кусается. Вы же можете использовать его реакцию, чтобы объяснить, зачем дереву такая толстая «шкура»: кора защищает его от мороза, ветра, животных, прямо как комбинезон защищает от холода мальчиков и девочек. А вот это, внизу — это корни дерева. Они уходят глубоко под землю, и там дерево пьет воду. Еще в коре живут жучки и червячки — они там тоже прячутся от мороза. А дятел, птичка с длинным клювом, ловит их и ест.
Рассказывая о растениях, не лишним будет освежить существующие знания: дети старше трех лет уже помнят, что времена года меняются, что летом на деревьях зеленые листочки, которые осенью становятся желтыми и падают, что потом приходит зима и падает уже с нег. Но потом снег тает, и на деревьях появляются почки, из которых опять вырастают зеленые листочки...
Неточности и погрешности в описании природных явлений для двух-трехлетки вполне допустимы, если конечно вы не называете березу ольхой, а снегиря белкой. Тут главное не пробубнить монотонно теоретически выверенную лекцию, а заинтересовать малыша. Рассказывайте эмоционально и сочно, припоминайте сказки или другие знакомые ребенку картины мира, чтобы дополнить свой рассказ уже известными ему образами. Ознакомление детей с природой можно сочетать с изучением величин: дуб большой, кустик маленький, дерево толстое, травка тонкая, ветка длинная, иголка короткая и т.д.
... и фауна
В природе все взаимосвязано, потому невозможно ограничиться рассказом о растениях и обойти стороной животных. К сожалению, «дикий мир» городских парков сводится к уставшим пони, белкам и живым уголкам с кроликами, но для малыша и этого вполне достаточно.
В любое время года парковые белочки рады угощению, поэтому, не забудьте взять с собой кулек семечек. Городские птицы радостно поклюют пшенную или гречневую крупу, причем, даже с руки малыша, доставив ему особенную радость. А если в парке есть живой уголок с кроликами, курочками или козочками, принесите угощение и им.
Следите только, чтобы малыш не брался ручками за прутья клетки — птица (цапля или курица) может клюнуть его за пальчик, подумав, что это еда, зайчик или кролик — царапнуть когтями или укусить.
Если в парке катают на пони — возьмите с собой несколько кусочков сахара и угостите лошадку (предварительно спросив разрешения и убедившись в покладистом характере животного). Если ваш ребенок не робкого десятка, и тоже хочет угостить пони, обязательно научите его правильно держать сахар на ладони: прижав все пальцы друг к другу и слегка выгнув вниз, — ладонь должна быть максимально раскрыта, чтобы лошадка случайно не цапнула за пальцы. Если малыш еще не способен достаточно выгнуть руку, ему придется смотреть на «кормежку» со стороны. Если же малыш боится — не тащите его к пони со словами «ну он же совсем маленький!» — это может еще сильнее испугать его и впредь лишить его радости общения с фауной.
В парке есть водоем? Прекрасно! Значит, вы с большой вероятностью увидите на нем уток. Припасите для них немного хлеба, и малыш будет в восторге от возможности кидать им крошки. Заодно расскажите ребенку, что у уточки-тёти шея и голова серого цвета, у уточки-дяди (она называется селезень) — зеленого. Рассказывайте малышу все, что знаете сами, даже если ваши знания минимальны. Не пренебрегайте очевидными фактами: уточки плавают босиком — видишь, как они шевелят ножками? (обычно, это прекрасно видно). У уточки на лапке перепонка, чтобы ей было удобно плавать и т.п. (Замечательно, если, придя домой, малыш захочет нарисовать тех, с кем познакомился на прогулке!)
Подобное упрощенное природоописание — вполне научная лекция для двух-трехлетнего «студента». Ознакомление детей с природой — дело постепенное и длительное, и главная задача родителей — положить ему начало. А потом — «война план покажет»!
|