Как научить ребенка выговаривать букву «Р»
Скажи «Рыба»!
Помните известный эпизод из фильма «По семейным обстоятельствам», когда логопед с «фифектами фикции» в исполнении Р.Быкова просит девочку Леночку сказать «Рыба», а та в ответ озорно произносит «Селедка»? Этот смешной момент на самом деле отражает вполне обычную ситуацию для малышей, которые не умеют выговаривать «р»: они хитрят, заменяя в своем лексиконе трудные им слова синонимами, в которых этой буквы нет. И это первое, что должно насторожить внимательных родителей.
В каком возрасте ребенок уже должен четко выговаривать «р»? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Буквы «р», «д», «т», «ш» — самые трудные для малыша. Если в 3 года «р» еще не покорена, это нормально. Но к
Причины, по которым у ребенка «не получается» буква «р» могут быть весьма различны. Самая распространенная (но и самая легко преодолеваемая) — это обычная лень. Да-да, малыш просто ленится учиться, ему удобнее говорить «по-своему». Этому никогда нельзя потакать: всегда терпеливо исправляйте «лыбу» на «рыбу» или делайте вид, что не понимаете, о чем идет речь, пока ребенок не произнесет слово правильно (или хотя бы не попытается это сделать!).
Также причина может таиться и в самих родителях, если кто-то из них (а то и оба) не следят за своей артикуляцией, выговаривают звуки не четко, «глотая» окончания, а ребенок, как губка, все впитывает и лишь пытается копировать услышанную речь. Или, что гораздо опаснее, если в семье нет хорошего микроклимата (ссоры, скандалы, драки и пр.), от чего малыш испытывает постоянное психологическое напряжение и неуверенность в себе.
Но бывают и чисто медицинские причины. Например, слабое развитие дыхания, недоразвитие артикуляционного аппарата, неправильный прикус или, в более тяжелых случаях, даже поражение коры головного мозга, проявляющееся в дизартрии (нарушении произносительной стороны речи) или дислалии (нарушении звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата).
Как выговаривать «Р»: домашние упражнения
Конечно же, если вы заметили, что ребенок долго не может преодолеть трудности по выговариванию буквы «р», первым делом надо проконсультироваться с профессиональным логопедом. Только он может правильно установить причину, проанализировать ситуацию и составить план коррекции для ребенка. Возможно, понадобится регулярное посещение логопеда в течение года, но может быть, — дело ограничится и «домашним заданием»: выполнением упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата. Вот наиболее простые из них. «Чистим зубы». Малыш улыбается и кончиком языка проводит по внутренней поверхности верхних зубов, влево — вправо, как будто чистит зубы языком. При этом надо следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
«Сдуваем пушок». Кладем на кончик носа ребенка маленький кусоче ваты и просим, чтобы малыш сдул его. При этом он не должен двигать головой или помогать себе руками.
«Играем в лошадку». Малыш цокает языком, подражая стуку копыт лошади.
«Дразнимся». Ребенок должен высунуть язык и «болтать» им вверх-вниз, как будто он дразнится. Это упражнение лучше выполнять вместе с ребенком, стоя перед зеркалом: кто кого «передразнит».
«Лакаем из блюдца». Сначала налейте в блюдце молоко (чай, компот) и научите малыша лакать его, как это делают собаки и кошки. Когда он научится это делать, освободите блюдце и предложите «лакать понарошку» (имитируя этот процесс над пустым блюдцем).
Все упражнения необходимо выполнять каждый день, без «прогулов», по
«Повторение — мать учения»!
Вот вам реальный пример, что называется, «в тему». На вопрос взрослых «Как выговаривать „р“ ты научился, дружок?» один остроумный
Наконец, далеко не последнюю роль в нелегком для ребенка деле запоминания, как выговаривать «р», играет ассоциативное мышление. Развивайте его при каждом удобном случае! Обращайте внимание малыша на наличие «рычащего» звука в окружающей его среде: «как папа работает с дрелью? Др-др-др!» или «как стреляет твой пистолет? Тра-тра—тра!» или «когда мы ходили в зоопарк, что тебе сказал тигренок? Р-р-р!» Таким образом буква " Р" будет ассоциироваться у ребенка с тем, что он видит, и он всегда будет произносить ее правильно.
|