Как научить ребенка выговаривать букву «Р»

Автор статьи
Туровская Наталья Юрьевна, Журналист, драматург, сценарист. Родилась г.Донецке в семье врачей; в 1996 г. окончила с красным дипломом Константиновское медицинское училище (фельдшерское отделение), сразу по окончании училища начала работать по специальности. В 2003 г. окончила Литературный институт им.Горького (семинар драматургии В.Розова и И.Вишневской), по окончании института работала редактором по связям с общественностью (1 Канал, программа "Здоровье с Еленой Малышевой". С 2013 по 2018 гг.работала главным редактором сайта ПульсПлюс.ру.
Как выговаривать «Р»? Этот непростой вопрос встает перед 90% детей раннего возраста. А соответственно – становится «проблем ой №1» и для родителей. Можно ли помочь малышу самостоятельно справиться с коварной буквой или без вмешательства логопеда никак не обойтись?..

Скажи «Рыба»!

Помните известный эпизод из фильма «По семейным обстоятельствам», когда логопед с «фифектами фикции» в исполнении Р.Быкова просит девочку Леночку сказать «Рыба», а та в ответ озорно произносит «Селедка»? Этот смешной момент на самом деле отражает вполне обычную ситуацию для малышей, которые не умеют выговаривать «р»: они хитрят, заменяя в своем лексиконе трудные им слова синонимами, в которых этой буквы нет. И это первое, что должно насторожить внимательных родителей.

В каком возрасте ребенок уже должен четко выговаривать «р»? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Буквы «р», «д», «т», «ш» — самые трудные для малыша. Если в 3 года «р» еще не покорена, это нормально. Но к 4-5 годам процесс должен увенчаться успехом. (В противном случае «французская картавость» может остаться на всю жизнь, что будет проблемой при общении ребенка со сверстниками в детском саду и школе).

Причины, по которым у ребенка «не получается» буква «р» могут быть весьма различны. Самая распространенная (но и самая легко преодолеваемая) — это обычная лень. Да-да, малыш просто ленится учиться, ему удобнее говорить «по-своему». Этому никогда нельзя потакать: всегда терпеливо исправляйте «лыбу» на «рыбу» или делайте вид, что не понимаете, о чем идет речь, пока ребенок не произнесет слово правильно (или хотя бы не попытается это сделать!).

Также причина может таиться и в самих родителях, если кто-то из них (а то и оба) не следят за своей артикуляцией, выговаривают звуки не четко, «глотая» окончания, а ребенок, как губка, все впитывает и лишь пытается копировать услышанную речь. Или, что гораздо опаснее, если в семье нет хорошего микроклимата (ссоры, скандалы, драки и пр.), от чего малыш испытывает постоянное психологическое напряжение и неуверенность в себе.

Но бывают и чисто медицинские причины. Например, слабое развитие дыхания, недоразвитие артикуляционного аппарата, неправильный прикус или, в более тяжелых случаях, даже поражение коры головного мозга, проявляющееся в дизартрии (нарушении произносительной стороны речи) или дислалии (нарушении звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата).

Как выговаривать «Р»: домашние упражнения

Конечно же, если вы заметили, что ребенок долго не может преодолеть трудности по выговариванию буквы «р», первым делом надо проконсультироваться с профессиональным логопедом. Только он может правильно установить причину, проанализировать ситуацию и составить план коррекции для ребенка. Возможно, понадобится регулярное посещение логопеда в течение года, но может быть, — дело ограничится и «домашним заданием»: выполнением упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата. Вот наиболее простые из них. «Чистим зубы». Малыш улыбается и кончиком языка проводит по внутренней поверхности верхних зубов, влево — вправо, как будто чистит зубы языком. При этом надо следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

«Сдуваем пушок». Кладем на кончик носа ребенка маленький кусоче ваты и просим, чтобы малыш сдул его. При этом он не должен двигать головой или помогать себе руками.

«Играем в лошадку». Малыш цокает языком, подражая стуку копыт лошади.

«Дразнимся». Ребенок должен высунуть язык и «болтать» им вверх-вниз, как будто он дразнится. Это упражнение лучше выполнять вместе с ребенком, стоя перед зеркалом: кто кого «передразнит».

«Лакаем из блюдца». Сначала налейте в блюдце молоко (чай, компот) и научите малыша лакать его, как это делают собаки и кошки. Когда он научится это делать, освободите блюдце и предложите «лакать понарошку» (имитируя этот процесс над пустым блюдцем).

Все упражнения необходимо выполнять каждый день, без «прогулов», по 3-5 раз. Причем, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы это стало своеобразным наказанием для ребенка, иначе эффект заставит долго себя ждать! Делайте все от вас зависящее, чтобы такие занятия были для него «в охотку»: они не должны длиться долго, чтобы малыш не устал; не стоит начинать, когда он в плохом настроении или чем-то расстроен; нельзя ругать, если у него не получается с первого (и даже второго-третьего!) раза.

«Повторение — мать учения»!

Вот вам реальный пример, что называется, «в тему». На вопрос взрослых «Как выговаривать „р“ ты научился, дружок?» один остроумный 5-летний малыш ответил просто: «Как-как...молча!» Но при этом явно покривил душой: как раз молчать специалисты таким детям не рекомендуют. Родители, внимание: если ваш ребенок уже начал правильно выговаривать «р», не останавливайтесь на достигнутом: этот навык надо все время закреплять. Как? Очень просто. Первым делом, провоцируйте ребенка на произношение как можно большего количества слов в день, содержащих букву «р» (еще лучше, если их в словах будет 2-3!) Это можно достичь за счет игры «Кто больше знает слов на букву р?» Конечно, выиграть в этой игре должны не вы, а малыш. При этом не стоит при нем хвастать знанием таких сложных слов, как «рефракция» или «резонанс». Чем проще — тем лучше. А если малыш быстро исчерпал свои познания в словах на «р», помогайте ему, показывая картинки или реальные предметы вокруг. (И обязательно хвалите его за каждое правильно сказанное слово!) Второй способ «закрепления пройденного» — это разучивание специфических скороговорок («На дворе — трава, на траве — дрова», «ехал Грека через реку...», «Карл у Клары украл кораллы...» и т.д.) Стимулируйте желание «рассказать скороговорку» у ребенка (например: «Бабушка не верит, что такой маленький мальчик выучил такую сложную скороговорку! Давай ей расскажем?» и т.п.).

Наконец, далеко не последнюю роль в нелегком для ребенка деле запоминания, как выговаривать «р», играет ассоциативное мышление. Развивайте его при каждом удобном случае! Обращайте внимание малыша на наличие «рычащего» звука в окружающей его среде: «как папа работает с дрелью? Др-др-др!» или «как стреляет твой пистолет? Тра-тра—тра!» или «когда мы ходили в зоопарк, что тебе сказал тигренок? Р-р-р!» Таким образом буква " Р" будет ассоциироваться у ребенка с тем, что он видит, и он всегда будет произносить ее правильно.

22.02.2023
Вам необходимо авторизоваться для добавления комментариев.
Авторизация | регистрация

Комментарии