Логическое мышление у детей

Автор статьи
Чударина Ольга, Медицинский журналист, постоянный автор профессиональных изданий для врачей и фармацевтов, руководитель контент-бюро "Гильдия Ф&М".

Логическое мышление у детей и его развитие по мере роста – это важный этап в развитии гармоничной личности. Логика помогает в повседневной жизни, профессиональной деятельности и обучении. Логическому мышлению дети учатся с самого раннего возраста, но родители должны уделять внимание специальным приемам и методикам, которые помогают логически мыслить, совершенствовать свои познания и динамично развиваться. Что же нужно делать родителям, чтобы развивать логическое мышление, какие приемы лучше использовать и какими пособиями пользоваться?

В развитии логического мышления, по мнению педагогов, важна постепенность и плавный переход от наглядного и действенного мышления к образному, возможности построения логических цепочек. В этом важная роль отводится родителям, которым важно сформировать у детей-дошкольников способность к анализу, обобщению и сравнению предметов, их классификацию. Если сказать это проще — через игры и развивающие занятия дети учатся простым логическим заключениям.

Что такое логическое мышление

Логическое мышление у детей

Перед тем, как говорить о развитии логического мышления, стоит сказать, зачем нужно это мышление ребенку. С помощью этого навыка малыш сможет анализировать предметы, он может их обобщить и сравнить, подвергнуть классифицированию и выстроить предметы в ряды по определенным признакам — форме, цвету, размеру, более сложным признакам — оттенкам, общим характеристикам и т.д. Дети ежедневно получают из окружающего мира очень большой объем информации, в понимании сути вещей и предметов взрослые помогают детям, они учат детей распознавать предметы по определенным признакам, помогают понять суть явлений и протекающих в жизни процессов. Чтобы систематизировать и уложить в голову весь этот объем информации, необходимо составить в голове определенные логические цепи и связи. В дальнейшем, чтобы правильно использовать свои знания, необходимо выполнять ряд логических операций.

Логическое мышление у детей развивается с самого детства, когда родители предлагают ребенку игры, они всегда рассказывают или показывают, какие действия необходимо проводить с этим предметом, как его правильно применять. При повторении действий родителей и в дальнейшем, при самостоятельных играх, малыш сравнивает предметы, выявляет у них сходные признаки, может узнать предметы, относящиеся к одной группе по определенному признаку. В результате своих действий он делает определенные логические выводы, выполняет самые элементарные задачки на логику. Эти навыки пригодятся в процессе обучения в школе, где необходимо будет выявлять закономерности во многих явлениях, формировать выводы из этих явлений. Затем логика очень пригодится во взрослой жизни и работе, чтобы не возникало сложностей в решении трудных и нестандартных задач.

Когда развивать логику?

Логическое мышление у детей

В развитии логического мышления детей можно достаточно условно выделить три основных этапа:

  • первый этап — это задания для работы с предметами;
  • второй этап — задания для работы с картинками;
  • третий этап — задания для устных ответов и примеров.

В решении любой из задачек на логику, детский мозг совершает последовательно цепь задачек — анализ предмета или картинки, выводы о его свойствах и характеристиках и заключение о том, какие действия нужно совершать с данным предметом или картинкой. Родителям нужно помнить при занятиях, что все свои мысли и все свои действия нужно озвучивать словами. Ребенку важно объяснять, почему в данном конкретном случае был сделан именно такой вывод, а не иной, и почему вами было принято именно такое решение.

Важно выбирать задание, которое подойдет ребенку по возрасту, так как слишком сложные задачи могут быть непонятны и сложны в восприятии потому, что пока еще не сформировались необходимые условно-рефлекторные связи, которые помогают в выполнении необходимого задания. Так, решать устные загадки ребенок сможет только ближе к четырем-пяти годам, когда у него уже достаточно развита способность к образному мышлению. Многие родители торопят события, и им кажется, что дети непонятливы или плохо соображают, а они просто еще не накопили необходимый жизненный опыт. Иногда родители изначально неправильно ставят перед ребенком задачу, поэтому и малыш не может выполнить задание правильно. Приведем несколько конкретных примеров развития логики в разном возрасте.

Логика по возрастам

У детей 2-3-летнего возраста идет активное развитие мелкой моторики. Нужно предлагать им веселые логические задания — сортировать предметы по цвету, форме, размеру или материалу. Можно выделять карточки с изображениями по одному или нескольким общим признакам — фрукты-овощи, одежда-обувь, составлять картинку из частей — пазла или из кубиков. Важно рассматривать картинки с сюжетами и придумывать по ним короткие рассказы: что делают дети, взрослые на картинках.

С трех до пяти лет важно заниматься с конструкторами, мозаикой или пазлами, помогать ребенку формировать логический синтез целого из частей. Можно попросить его собирать из деталей фигурки животных, машин, других предметов. Можно предлагать исключение из ряда предметов лишнего, повторять логические цепочки — рисовать фигуры по образцу, собирать из карточек логические ряды, добавлять в ряд недостающие предметы. Очень полезны для развития логики загадки — как обычные, так необычные. Помогают развитию логики картинки-раскраски, они должны меняться со временем от простых к сложным, где много деталей. Можно предлагать практические задания — найти хвостик мышке, найти заплатку к платью и т.д.

В возрасте шести-семи лет тренируйте образное мышление детей и решайте задачки в уме, играйте с ребенком в шашки и шахматы, собирайте сложный конструктор и головоломки. Важно давать задания на изучение окружающего мира, устанавливать с ребенком причинно-следственные связи в природе, моделировать события ближайшего будущего.

Логическое мышление у детей развивается активно и интересно. Важно, чтобы родители принимали активное участие в его формировании, помогали правильно встраивать логические комбинации и подстегивали интерес ребенка к этому занятию. А результаты не заставят себя ждать.

Автор статьи
26.12.2023
Вам необходимо авторизоваться для добавления комментариев.
Авторизация | регистрация

Комментарии