Программа Эльконина-Давыдова

В начальных классах во многих школах сегодня используется программа Эльконина-Давыдова. Что нужно знать об этой системе родителям, чтобы решить — отдавать ли детей в такой класс или искать школу, использующую традиционные методики?

В начальных классах во многих школах сегодня используется программа Эльконина-Давыдова. Что нужно знать об этой системе родителям, чтобы решить — отдавать ли детей в такой класс или искать школу, использующую традиционные методики?

На родительском собрании накануне первого класса нам сообщили, что детям нашим предстоит учиться по системе Эльконина-Давыдова. Чем это грозит нам, родителям? Пока что мы поняли, что не будет домашних заданий и оценок. Первая реакцией — ура! Долой тяжкую обязанность делать с ребенком уроки и ругать его за двойки. Но потом мы призадумались и поняли, что все не так уж просто. Однако выбор есть — в параллельном классе учатся по «традиционной методике». Что же выбрать?

Достоинства и преимущества

программа Эльконина Давыдова или традиционные методикиЧто главное в системе Эльконина-Давыдова? Я бы сформулировала это так: отсутствие зубрежки, занудства, готовых правил и аксиом. Каждый ребенок словно первым «изобретает велосипед» — сам выводит новое правило или новую формулу. То есть основное — сознательный, творческий подход к обучению. Важно не просто усвоить, что дважды два — четыре, но понять, почему это четыре, а не пять или шесть.

Дети обучаются не конкретному знанию, а общему. Ну, например, все мы в первом классе знали, что если гласная в корне проверяется, то надо подобрать однокоренное слово и проверить, да и дело с концом (слово «вода», к примеру, проверяется словом «водный»). Если же слово не проверяется (как с пресловутой «собакой», которую все норовят написать через «а»), то надо просто зазубрить. Некоторые учителя добивались результата, заставляя бедняг первоклассников писать ненавистное слово по 10–20 раз. В результате их ученики ненавидели предмет, старались как можно чаще выходить на мороз без шапки, чтобы лишний раз остаться дома, и вообще о школе у них остались самые неприятные воспоминания. Не факт, кстати, что правила они усвоили. Дети, которые учатся по системе Эльконина-Давыдова, не зубрят правила про проверку орфограмм. Их учат определять «слабое», «ошибкоопасное», место в слове, на письме они на этом месте букву просто пропускают, то есть пишут: в_да. Это общее знание: в словах есть потенциально опасные места, и их надо уметь определять. Потом от общего знания перейдут к общим: научатся проверять слова, чтобы вставлять нужные буквы.

Или таблица умножения. Кто из нас не провел лето накануне второго класса в мучительном зазубривании! По системе Эльконина-Давыдова ни зубрить, ни подглядывать на оборотную сторону тетрадной обложки не надо

Учитель чертит две параллельные координатные прямые, называемые мерками С и Е, деления на которых нанесены в соотношении 1:4. Чтобы умножить, к примеру, 3 на 4, надо на нижней мерке С отсчитать три деления и подняться вверх, на мерку Е, — палец попадает на 12. (Деление соответственно происходит в обратном порядке.) Дети, еще не изучавшие дробные числа, могут с легкостью разделить, например, 19 на 4. Они не могут назвать число, но могут его показать на координатной прямой. Они формулируют это как «почти пять» или «между четырьмя и пятью». То есть, владея общим алгоритмом, могут найти решение любой частной задачи.

Угрозы и недостатки

программа Эльконина Давыдова, выборКак любой проект, программа Эльконина-Давыдова имеет как достоинства, так и недостатки и даже скрытые угрозы. С первыми, в общем то, все понятно: творческий подход к обучению, осознанное овладение знаниями, систематизация материала и более быстрое и легкое освоение нового на базе уже усвоенного старого.

Посмотрим на оборотную сторону медали, а она имеется, не сомневайтесь!

Прежде всего, настораживает именно то, что при первой реакции вызвало ликование. Во-первых, отсутствие домашнего задания. Представьте, что привыкший к такой вольнице ребенок приходит в среднюю школу (которая по Эльконину-Давыдову не работает). Здесь ему не только надо привыкнуть к большому количеству учителей, у каждого из которых свои требования, но еще и осознать, а главное принять, то, что дома, оказывается, надо работать. То же и с оценками. В начальной школе их не ставили, ибо один из постулатов системы Эльконина-Давыдова — истина рождается в дискуссии. Естественно, оценивать, кто как участвовал в дискуссии, нелепо. Но вот в средней школе учителя будут требовать учить, зубрить, а потом станут оценивать результаты зубрежки.

То есть отпугивает отсутствие преемственности между начальной школой и средней.

А если, гипотетически, появится школа, практикующая систему Эльконина-Давыдова и в средней школе? Снимет ли эту проблему?

Нет, не снимет, ибо потом ребенку все равно поступать в вуз, а наши вузы мало похожи на сократовские школы, где учитель и ученик вели непринужденные диалоги. Система зачетов и экзаменов по-прежнему жива и, судя по всему, умирать не собирается. А значит, человеку, которого в школе не оценивали, адаптироваться будет крайне сложно.

Ну и наконец, следует иметь в виду, что учебники, по которым занимаются дети, писали вовсе не авторы теории, а их последователи и интерпретаторы. Отсюда — множество недочетов, несуразиц, на которые жалуются прежде всего учителя. В некоторых учебниках идея не проверять написание слова, а искать «ошибкоопасное» место доведена до абсурда. То же фонетическое письмо (когда ребенок пишет слово так, как слышит, например: «карова»), придуманное авторами методики, авторами учебника признается как единственно правильное на довольно длительном этапе обучения, а значит, дети в течение длительного времени смотрят и запоминают неправильное написание.

Опытный учитель сможет сбалансировать: где-то отступит от учебника, где-то пойдет на компромисс. Ну, а если учителю опыта или знаний не хватает? Вопрос, полагаю, ответа не требует, он и так очевиден.

Итак, достоинства и преимущества, угрозы и недостатки понятны. Я, после долгих и мучительных размышлений все же выбрала класс, где используется программа Эльконина-Давыдова, прежде всего потому, что уверена в преподавателе, который будет учить моего ребенка.

Если вам предстоит сделать выбор, не забудьте взвесить все «за» и «против». Удачи вам, учитесь на пятерки!

19.04.2022
Вам необходимо авторизоваться для добавления комментариев.
Авторизация | регистрация

Комментарии